Выявление и коррекция дисграфии у младшего школьника.

Тип статьи:
Авторская

Зинина Н.В, МОУ «Лямбирская СОШ №2»

Выявление и коррекция дисграфии у младшего школьника.

Вступление.

Слайд 1

Первое сентября — трепетное событие для первоклассников, но таким же трепетным оно является и для их родителей. Для каждого родителя его чадо самое умное, самое способное, это естественно, ребенок должен учиться только на 5.

Проходит время и мы видим, что не все дети могут освоить грамоту, хотя другие учебные предметы не вызывают у него затруднений. Вот здесь мы сталкиваемся с такой проблемой, не зависящая от детской лени, — дисграфия.

Слайд 2

Под дисграфией понимают нарушение письма, характеризующееся систематически повторяющимися фонетическими ошибками, неверным написанием похожих букв. Дисграфия препятствует дальнейшему обучению ребенка: без устранения проблемы овладение школьной программой даже на базовом уровне будет практически невозможным. Но любую проблему можно решить, если к ней отнестись серьезно.

Слайд 3.

Формы дисграфии.

Выделяют пять форм дисграфии:

1. Артикуляторно — акустическая, при наличиикоторойребенок пишет так, как произносит.

2. Акустическая, проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Для данного вида характерны пропуски, перестановки букв и слогов, недописывание слов,

написание лишних букв в слове, повторение букв и слогов, в одном слове слоги разных слов, слитное написание предлогов, раздельное написание приставок.

4. Аграмматическая, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики.

5. Оптическая, в основе лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же. Это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Слайд 4

Диагностика.

Работу по устранению дисграфии начинаю с диагностики. Провожу различные методики, диктанты, тесты, задания, они помогают мне выявить форму дисграфии у ребенка.

Слайд 5

Например, для выявления аграмматической дисграфии предлагаю детям выполнить вот такие задания:

— Вставь пропущенную букву в окончание слова:
сесть за парт_; идти по тропинк_; налить в тарелк_;

— Запиши название предмета в количестве трех и шести штук:
одна кошка, три ___, шесть ___; один магнитофон, три ___, шесть ___;

— Составь словосочетания, поставив слово в скобках в нужном падеже, роде и числе: погладить (серый)______ котенка; сделать (домашний)______ задание;

Слайд 6

Дисграфию с нарушением языкового анализа и синтеза выявляю следующими заданиями:

— Составь слова из букв: б а с о к а______; з а к р ю к______; н а с в е______;

— Составь слова со слогов: га до ро ______; то лис пад______; ко лас вый___;

— Укажи количество слогов в словах: писатель_; килограмм _; май _.

Малыш с данным видом нарушений письма испытывает сложности с правильной расстановкой слогов и букв в словах. Ребенок не может разделять слова на звуки, в результате чего пропускает буквы и слоги или добавляет лишние. При наличии патологии школьник не сможет правильно составить слова и посчитать слоги, или вовсе не выполнит задание.

Слайд 7

Артикулярно-акустическую дисграфию выявляю таким заданием:

— Вставь пропущенную букву: сильный -рад повалил -еревья

Данный вид дисграфии наблюдается у детей, которые не выговаривают определенные буквы. Ребенок переносит на бумагу звуки так, как он их слышит в устной речи. Выполняя данное задание ребенок будет путать схожие по звучанию буквы и расставит их неверно (к-г, ж-з, с-ш, ч-ц, с-ц и др.).

Слайд 8

Акустическую дисграфию определяю следующим образом:

— Запиши словосочетания под диктовку: красивая колыбельная, желтая астра (а-я);

четырнадцать цапель, полотенце в цветочек (ч-ц); тринадцатый понедельник, тихие дети (т-д); морскую волну, сладкую булочку (у-ю); счастливый случай, красный чемодан (с-ч); серая машина, шесть чашек (с-ш).

При акустической дисграфии ребенок заменяет на письме буквы схожие друг с другом по звучанию. Дети с данным типом отклонения умеют устно говорить совершенно правильно. Наиболее частой является замена таких букв, как а-я, и-ы, у-ю, ч-ц, с-ч, с-ш, т-д и др.

Слайд 9

Оптическая дисграфия выявляется такими заданиями:

— Вычеркни из строчки букву, указанную в скобках, и укажи количество зачеркнутых букв:(Щ) П Ш И Щ И Ш Ц Щ И П.
— Вычеркни из строчки указанный в скобках слог и укажи количество зачеркнутых слогов: (ца) иа ша ца ща аш ащ ца аи __.
— Вставь в слова пропущенные буквы: _зеро, к_ртин_, к_лок_л, кр_в_ть.

При наличии оптической дисграфии ребенок неправильно записывает визуально похожие символы. Происходит путаница между написанием букв а и о, е и з, ч и у. При выполнении задания он не сможет вычеркнуть определенную букву среди похожих на нее письменных знаков. Полученные результаты анализирую, делаю выводы.

Слайд 10

Подготовительная работа.

Определив, какая из форм дисграфии у ребенка, перехожу к подготовительному этапу, в ходе которого выявляю на сколько у него развиты память, внимание, мышление, восприятие, мелкая моторика, понимание пространственно-временных представлений и параллельно веду работу по улучшению этих процессов. (родители)

Слайд 10-19 просматриваем

Слайд 20

Коррекция.

Коррекционную работу начинаю с устранения выявленных отклонений.Главная цель — исправить нарушения, нормализовать процесс письма.

Если у ребенка выявлена артикуляторно-акустическая (как слышим, так пишем) форма дисграфии, то предлагаю ему следующие корректирующие задания.

Упражнения на различение звуков:

— Предложить придумать слова со звуком С и Ш.

— Выкладывание под буквами С и Ш картинок, в которых содержатся эти звуки.

— Письменные упражнения в подборе пропущенной буквы в слове (кры_а, кры_а – крыша, крыса).

— Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.

— Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.

Упражнения на формирование слуховой дифференциации звонких-глухих и твердых-мягких согласных.

— Прочитать слова, записать их уменьшительно-ласкательное значение.

— Прочитать слова, записать их в единственном числе (ели-елЬ, кони-конЬ).

— Разложить картинки в домики по наличию гласных, написанных на домиках.

Слайд 21

Упражнения по закреплению фонематического анализа слов: — Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ван, ym.a, лу.а, б.нокль.
— Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка).
— Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков.
— Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово: Па-пар-парк-паром-паруса.

— Преобразуй слова, добавляя звук: рот — крот, мех — смех, осы.
— Измени один звук слова (цепочки слов): сом — сок — сук — суп — сух – сох.
— Переставь звуки: пила — липа, палка — лапка, кукла — кулак, волос — слово.
— Какие слова можно составить из букв одного слова.

— От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: мир, рыба, абажур, растение, енот...

— Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов: рак, брови, сумка, трава, сыр (комар).
— Расставить картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количества звуков в их названии. Предварительно картинки называются. Примерные картинки: «сом», «косы», «забор», «мак», «топор».

— Какой звук убежал? (Крот — кот).

— Найти общий звук в словах: луна — стол, кино — игла, окна — дом.

— Выбрать слова из предложения, которые соответствуют данной графической схеме.

Слайд 24

Параллельно виду работу над развитием речевого аппарата.

Слайд 25

При выявлении у ребенка акустической дисграфии коррекцию начинаю с упражнений по развитию фонематических процессов. На данном этапе важно, чтобы ребенок понял разницу в произношении звонких- глухих, твердых-мягких звуков. Предлагаю выполнить следующие задания:

— Там, где в слове первый согласный звонкий поставь «+», а где- глухой – «-».

Дыня, палка, сыр, шуба, вата, глыба, фартук, книга.

— Прочитай. Возьми в овал слово, которое отличается от остальных.

Удочка- удочка- уточка-удочка;

— Угадай слова, запиши.

М-л-к-, кл-сс, к-рз-н, в-р-н-.

Слайд 26

— Прочитайте предложение. Запишите его только согласными буквами.

Царь Салтан зовет их в гости. (С-лт-н з-в-т –х в г-ст-).

— Подбери слова к заданным схемам.

-а-, -а-а, (Зал, мак, сад, бак, бал, шар. Каша, Даша, мама, жаба, лама).

— Придумай из каждой буквы данного слова другие слова.

— Составить как можно больше слов из букв данного слова.

Земляника. (Земля, яма, лак, линза, лямка…)

Слайд 27

Наиболее встречающаяся форма дисграфии у детей – нарушение языкового анализа и синтеза. Прежде всего стараюсь помочь ребенку сформировать понятие «слово». Даю задания:

— Придумай и запиши слова, которые начинаются с буквы «_»

— Составь цепочку слов так, чтобы последний звук стал первым. Запиши.

Помогаю ребенку увидеть значение предлогов. С этой целью использую следующие задания:

Слайд 28

— Поставь слово «книга» рядом с указанным предлогом. Запиши.

Под _____ (книгой), за _____ (книгой), у _____ (книги), о _____ (книге).

Использую задания разных уровней сложности, например, тексты с пропущенными гласными.

— Вставь гласные. Запиши.

Б_лк_.

Б_лк_ ж_в_т в д_пл_. _ б_лк_ п_ш_ст_й хв_ст. _ б_лк_ т_пл__ шк_рк_. _н_ ч_ст_ с_д_т н_ с_чк_. (Белка живет в дупле. У белки пушистый хвост. У белки теплая шкурка. Она часто сидит на сучке).

Слайд 29

Аграмматическая дисграфия проявляется у детей с 3 класса, когда школьник изучил грамматические правила, а на практике применять их не может. Не может изменять слова по падежам, числам, родам. Корректирую данную дисграфию такими заданиями:

Найди слова в предложении, раздели их. Запиши верно. Озаглавь текст.

Душистойсмолойпахнетбор. Устаройсосныпрыгаютбелки. Снялизверькипу

шистыесерыешубки.Рыжимисталиунихспинки, пышныехвосты. Всюдолгуюзи

мубелкижиливлесу.

(Душистой смолой пахнет бор. У старой сосны прыгают белки. Сняли зверьки пушистые светлые шубки. Рыжими стали у них спинки, пушистые хвосты. Всю долгую зиму белки жили в лесу).

Слайд 30

-Найди границы предложений. Поставь точку и заглавную букву.

зима в лесу

повалил снег хлопьями стало в лесу светло явились с севера зимние гости

это птицы с красной шапочкой, снегири они летят к красной рябине и клюют

плоды у белочки запасы еды в своѐм дупле спит медведь в берлоге в новой

шубке заяц новый красивый наряд у лисицы-плутовки в своей норке ѐж

накрылся листьями только голодный и злой волк бродит на лесной опушке

Слайд 31

— Расшифруй и запиши предложения.

О2 2о3о2а ко3ы2 3ыль 3о 3олю ле2и2.(От топота копыт пыль по полю летит).

— Расшифруй словосочетания и запиши «б» — ↑, «д» — ↓.

↓о↑рый ↓е↓ушка; ↑е↓ный ↓я↓я…

— Из данных слов составь и запиши предложения. Вставь буквы б, д.

На, _ыло, _лю_це, я_локо, _льшое.

Около, _ереза, _ыла, _ома, старая, _елая, _ольшая.

— Найди слова и запиши их через запятую.

Киткуклакурицакозакубикикроликкрабкоронакенгурукиви.

Слайд 32

При выявлении оптической дисграфии развиваю у ребенка зрительный анализатор, умение ориентироваться в пространстве. Для корректировки зрительного восприятия применяю упражнения:

— «Корректурная правка».Ребенок 5-6 дней в течение пяти минут работает над зачеркиванием в сплошном тексте заданной буквы. Затем переходит на две буквы, одна подчеркивается, другая берется в овал (п-т, п-р, м-л, в-д…).

— Напиши буквы, в которых содержится элемент «О».

— Найди спрятанное слово в строчке:

Машинасркнпакотспьфавода (машина, кот, вода).

— Какую букву можно сделать из буквы Г, если добавить другие элементы?

— Назови предметы по их контурам:

— Выдели предметные изображения, наложенные друг на друга:

— Определи, что неправильно нарисовал художник:

— Распредели предметы по величине (учитывая реальные размеры):

— Допиши букву.

«Деформированный текст» (развивает умение видеть слова, написанные разным шрифтом).

-Прочитай, что написано печатным шрифтом, а потом курсивом. Спиши предложения, написанные печатным шрифтом. Прочитай текст.

Дети выпал идут первый в пушистый школу снег. У ребята них вышли в руках на портфели улицу.

Оценка.

На оценочном этапе проверяю все результаты, даю индивидуальные рекомендации родителям.

Список использованной литературы.

1.Барылкина, Л. П. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей [Текст] / Л.П. Барылкина, И.П. Матраева, Л.А.Обухова; — М.: 5 за знания, 2005. — 128 с.

2.Безруких, Н. Н., Учимся писать вместе: школа для учителей и родителей [Текст] / Н.Н. Безруких.- Новосибирск.: ЦЭРНС, 1994 -112с.

3.Карасева, И. Л., Анализ специфических ошибок письма учащихся начальных классов// Школьный логопед — 2005-№3(6).-с.27-32

4. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей (диагностика, коррекция, предупреждение): методическое пособие для логопедов [Текст]А. Н. Корнев. — Сан.- Петербург, Издательский Дом «М и М», 1997.- 286с.

5. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопеда [Текст] / Е.В. Мазанова. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. — 136

129
RSS
Статья полезна для недавно работающих учителей. Возьму на вооружение.