«ЗНАКОМСТВО С МАСЛЕНИЦЕЙ» во второй младшей группе № 5 «СКАЗКА»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Большеелховский детский сад № 1 комбинированного вида»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

«ЗНАКОМСТВО С МАСЛЕНИЦЕЙ»

во второй младшей группе № 5

«СКАЗКА»

Разработала и провела:

воспитатель высшей категории

Гаврилова Елена Евгеньевна

2021

Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к народным праздникам и традициям.

Задачи:

Образовательные: формировать в детском сознании понятие о традициях празднования «Масленицы». Формировать умение внимательно слушать воспитателя, отвечать на поставленные вопросы.

Развивающие: вызывать интерес к истории праздника «Масленица», к играм и развлечениям.

Воспитательные: воспитывать уважение к народным традициям, вызывать положительные эмоции.

Оборудование: презентация — (иллюстрации) праздника «Масленица», стол с музыкальными инструментами, стол с угощениями, мольберт, 2 альбомных листа А-4, 2 фломастера для конкурса «Кто быстрей блинынапечет», аудиозаписи хороводных песен, «Шумовой оркестр «Русский».

Форма работы: беседа — рассказ с просмотром презентации (иллюстраций) о «Масленице» с играми, конкурсами, танцамии праздничным застольем.

Ход беседы:

— Ребята сегодня мы с вами отправимся в гости, но сначала хочу вам задать несколько вопросов:

— Ребята, скажите какое сейчас время года?

— Правильно — весна, а вы знаете, что весной мы отмечаем один веселыйпраздник…… какой? (ответы детей)

— А хотите узнать?

— Тогда вам нужно отгадать загадку:

Слайд 2

Провожаем зиму мы,

И печем, едим блины,

Весну дружно мы встречаем,

Что мы отмечаем?

(Масленицу)

— Да ребята правильно — это Масленица! А хотите ли вы сегодня отправиться к ней в гости?

— Тогда давайте все закроем глаза и скажем волшебные слова:

Закроем мы глаза сейчас

И скажем: раз, два, три!

И в этот миг и в этот час

У Масленицы мы!

Слайд 3(играет легкая народная музыка)

-А вот мы и попали к Масленице в гости, а знаете Масленица – один из самых веселых праздников в году, который широко отмечается по всей России.

Слайд 4

На самом деле Масленица является древним праздником.

На Руси издавна было принято отмечать смену времен года. Зима всегда была трудным временем для людей: холодно, голодно, темно. Потому приходу весны особенно радовались, и это обязательно нужно было отпраздновать. Наши предки говорили, что молодой Весне сложно одолеть старую коварную Зиму. Чтобы помочь Весне прогнать Зиму, устраивали веселые гулянья на Масленицу. Этопраздник с хороводами, песнями, плясками ииграми.

Слайд 5

А еще в старинузазывали Масленицу и Весну закличками.

— А ну девочки выходите, весну зазовите, чтоб быстрей и к намВесна пришла:

Алина:

Провожаем зиму вместе,

Водим дружный хоровод.

Не стоит никто на месте,

Ведь весна придет вот-вот.

Лиза:

Масленица, Масленица!

Зима к лету тянется,

Там Весна проказница

Примеряет платьица.

Алина:

Масленица, Масленица,

Дай блинком полакомиться.

Прогони от нас метели,

Прокати на карусели.

Растопи холодный лёд,

Пусть весна скорей придёт!

— Теперь весна точно к нам придет!!! Не опоздает!!!

Слайд 6

— А теперь, ребята, я хочу у вас уточнить, что на Масленицу пекут?

— Правильно, блины! Скажите а почему именно блины? Что не знаете? А хотите узнать?

— Наши предки почитали солнце, как Бога, ведь оно давало жизнь всему. Люди радовались солнцу, которое с приближением весны начинало появляться все чаще. Поэтому и появилась традиция в честь весеннего солнца печь круглые, как солнце, лепешки. Считалось, что съев такое угощенье, человек получит частичку солнечного света и тепла. Со временем лепешки заменили блинами. Круглые, румяные, горячие, — блины являются символом солнца, а значит, обновления и плодородия. Ведь блин похож на солнышко, правда ребята?

Слайд 7 (игра под музыку)

-Ну а сейчас, я предлагаю вам поиграть, Хотите?

— Будем мы командами играть – блиночки выпекать! Чья команда быстрей напечет, та и выиграет! (делимся на 2 команды, по сигналу дети бегут по очереди к мольберту и рисуют круглые блиночки, кто быстрей наврисовал тот и выиграл!!!)

Слайд 8

— Ребята, а как еще можно веселиться на празднике?

— Посмотрите на этих людей, что они делают?

— Да правильно они играют на различных музыкальных инструментах. Давайте подойдем к столувыберем и назовеммузыкальные инструменты, на которых играли в старину на Руси. (дети называют муз. инструменты)

— Ребята, мы с вами у Масленицы в гостях, поэтому мы тоже будем сегодня веселиться. Давайте устроим наигрыши. Смотрите внимательно на экран

(Музыкальная игра «Шумовой оркестр «Русский»)

— Понравилось вам ребята?

— Посмотрите ребята, давайте пройдем к праздничному столу…

Слайд 9(подходим к столу с угощеньями и самоваром)

— Ребята, а еще раньше на Масленицуходили в гости, где конечно любимым лакомством были ……?

— Да блины и разные сладости, Хозяева грели воду всамоваре, ставили различные яства на стол и угощали гостей.

— А ну расскажите мне ребята, кто из вас ингредиенты блинов знает, тот быстро мне да или нет отвечает:

Парное молоко -да,

Капуста кочанная- нет,

Куриное яйцо – да,

Соленый огурец нет.

Мясной холодец- нет,

Сахар да соль-да,

Белая фасоль- нет

Мука да сода -да

Рыба соленая-нет

Лист лавровый-нет

Масло топленое – да

— Молодцы ребята! А теперь я предлагаю всем взяться за руки и встать в хоровод и про эти волшебные блины мы с вами хоровод поведем и песенку споем: (« Мы давно блинов не ели»)

Слайд 10-11-12-13

— Ребята, самыми любимымиразвлечениями, которые раньше устраивали в селах во время Масленицы, были кулачные бои, катания на санях, лазанье на столб за призом, поедание на время блинов, и, конечно, хороводы, песни и танцы.

Слайд 14

— А еще однимучастником масленичных гуляний был медведь. Люди надевали на одного из мужчин медвежью шкуру, после чего ряженый пускался в пляс вместе со своими односельчанами. Позднее в городах показывали на площади и живого медведя. Медведь стал одним из символов Масленицы и наступления весны, ведь зимой медведь спит в берлоге, а весной — просыпается. Проснулся медведь — значит, весна пришла.

Слайд 15

— Ну и, конечно, символом праздника является чучело Масленицы, сделанное из соломы и обряженное в яркую одежду. Чучело олицетворяло и сам праздник Масленицы, и злую зиму, В последний день Масленицы чучело сжигали на ритуальном костре. Считалось, что когда сгорает чучело, то огонь забирает все плохое с собой, и морозыи метели и болезни, и приходит на смену Весна плодородная, счастливая и богатая!!! Наши предки считали, что тот, кто не ест и не веселится на Масленицу, проживет наступивший год бедно и безрадостно. Потому не скупились в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье .

— Понравилось вам ребята у Масленицы в гостях?

-А теперь нам пора возвращаться в сад. Давайте закроем глаза и скажем:

Закроем мы глаза сейчас

И скажем: раз, два, три!

И в этот миг и в этот час

В наш сад вернулись мы!

— Ребята, где мы были? О чеммы сегодня говорили?

— Какой веселый праздник отмечают весной?

— Как отмечают этот праздник?

— Что мы с вами делали?

— Ребята, а вы знаете, что Масленица она волшебная, посмотрите и здесь она для нас приготовила угощения, чтоб мы полакомились солнечными сладкими блинами ( дети проходят за столы и угощаются блинами с чаем и сладостями)

Список литературы

1.Дорожкина, Н. И. В гости масленка зовет: сценарий фольклорного праздника / Н. И. Дорожкина // Читаем, учимся, играем. — 2012. — № 12. — С. 94-96.

2.Русская культура. С древнейших времён до наших дней / В. М. Соловьёв. – Москва: Белый город, 2004. – 736 с.: ил.

3.Шмелев, Островский, Чехов: Детям о Масленице // Белорусская Православная церковь, 2016 г.-С. 63.

4.Энциклопедия детских праздников / Е. О. Пиглицина. – Москва: РИПОЛ КЛАССИК, 2000. – 320 с.

5. Интернет-источники.

20
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!