Конспект урока литературы по повести М.Ю.Лермонтова "Фаталист"

Тип урока: урок-размышление.

 

Тема:человек сам создаёт себе судьбу или… (Урок-размышление по повести

М.Ю.Лермонтова «Фаталист»).

 

Цели.

·        Закрепить знания учащихся по произведению «Герой нашего времени».

·        Привлечь учащихся к активной познавательной деятельности(разрешение проблемы, настойчивости в достижении цели, умению отстаивать свои взгляды).

·        Воспитать у учащихся способности самостоятельно находить способы решения стоящих перед ними задач, направленных на правильное отношение к общечеловеческим ценностям.

 

Задачи.

·        Выявить позицию учащихся к проблеме судьбы и синонимичных ей понятий.

·        На примере повести М.Ю.Лермонтова «Фаталист» ввести категории диалектики(необходимость, случайность), обогатить словарный запас учащихся.

·        Через творческое задание попытаться привести учащихся к долговременному планированию и созданию «образа Я».

 

Оборудование.

·        Понятия, связанные с судьбой.

·        Произведение М.Ю.Лермонтова «Фаталист».

·        Портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрации к повести.

·        Аудиозапись: Антон Рубинштейн. Мелодия Фа мажор, ор. 3 № 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

   -Оргмомент.

   -Запись темы урока.

   -Звучит аудиозапись, чтение эпиграфа.

Быть или не быть?

Достойно ли смириться под

ударами судьбы

Иль стоит оказать сопротивленье?

 

  — «Судьба», «провидение», «рок» — таинственные слова. Во все времена привлекали они людей. В лермонтовских произведениях много места уделено именно «року» и «судьбе».

   Не случайно «Герой нашего времени» заканчивается главой «Фаталист». Вопрос, который всегда мучил людей, да и мучает до сих пор: предопределены ли высшей божественной волей назначение человека и нравственные законы его жизни, или человек сам, своими руками, своим разумом, поступками, свободной волей определяет их и следует им?

   И больше всех этот вопрос мучил героя Лермонтова – Печорина.

   -Так что же это за фаталист? Кто это? Какого человека называют фаталистом? (Ответы уч-ся.)

   -Посмотрим, какое толкование нам даёт словарь С.И.Ожегова: «Фаталист – человек, верящий в неотвратимость судьбы, в то, что всё в мире заранее предопределено таинственной силой, роком.

   -О чём же спорят герои в начале повести? На чём основан их спор? Давайте найдём эти строки и зачитаем их. («Однажды наскучив бостоном…отчёт в наших поступках?»)

   Итак, на чём же основан их спор? (Ответы уч-ся.) (Вывод. Спор основан на столкновении двух точек зрения на судьбу: христианской, когда от человека ничего не зависит, всё предопределено заранее, и противоположной – человек сам создаёт себе судьбу.)

   -Мы уже сказали так много слов, связанных с судьбой. Давайте же выберем более близкие и уберём лишние (убираем «удача», «счастье»).

   -Итак, сегодня речь у нас идёт о предопределении, случайности, судьбе, роке, фатальности, провидении, фортуне. А что им можно противопоставить? (Ответы уч-ся.)(Вывод. Волю человека, его разум, стремление к достижению цели.)

   -Вы знаете, что критики называли роман «Герой нашего времени» — романом, раскрывающим «диалектику души человеческой». А задумывались ли вы, или может быть, знаете, что значит понятие «диалектика»?(Ответы уч-ся.)

   -И снова обратимся к словарю: «Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, теории и методов познания явлений действительности в их развитии, самодвижении.

  — А почему диалектика души? (Ответы уч-ся.)(Вывод. Душа всегда находится в движении, в развитии, изменяется.)

   -Давайте обратимся к повести, прочтём эпизод спора Вулича и Печорина и постараемся на конкретном примере разобраться в случайности, вытекающей из внешних свойств, в то время как внутренние (главные) свойства, то есть причины являются рождением необходимости. (Чтение «Когда поручик Вулич…Вулич спустил курок…осечка!»)

   -Кто же принимает участие в споре? (Вулич и Печорин)

    — А если рассмотреть более конкретно? (Вулич и судьба) Почему Вулич? (Он придерживается точки зрения, что всё предопределено свыше.)

  — Кто в этом споре являются  действующими «лицами»? (Вулич и пистолет.)

   -Были ли у них какие-нибудь внутренние причины необходимости осуществления этого спора? (Вуличу необходимо было удостовериться: есть ли всё таки предопределение, или нет? Он отстаивает свою точку зрения. Здесь он бросает вызов судьбе, который, возможно, только сейчас ему представился, да ещё и, показать другим результат эксперимента.)

   — Так причины Вулича мы рассмотрели,… а пистолет? Были ли «у него» какие-то внутренние причины осечься в самый «нужный» момент? (Нет. Цитата «… эти азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны или недовольно крепко прижимаешь пальцем.»), т.е. это внешние, механические свойства, т. е. случайность.

  

 

У нас в повести есть ещё один случай, когда герои спорят с судьбой. Это:

1.     Встреча Вулича и пьяного казака.

2.     Казак и Печорин.

Уч-ся делится на 2 группы (1 ряд — 1 случай, 2 ряд — 2 случай )и разбирают примеры из текста.

1.- это была случайность, но рождённая необходимостью, исходя из которых смерть Вулича – единственный выход, т. е. как бы даже закономерность, что это произошло, т. к. Вулич был расслаблен, горд и не осознавал, что он один, ночью, в темном месте спрашивает что — то у незнакомого человека (цитата), а казак был пьян и просто испытывал потребность «натворить», т. к. его же близкие знакомые подтверждают это (цитата), т. е. у Вулича внутренняя потребность испытать судьбу, а у казака «натворить».

2. Итог должен был получиться именно таким, т. к. Печорин придерживается мнения, что разум человека управляет его судьбой. Он точно проанализировал ситуацию (цитата) и лишь потом полез в окно, а казак, лёжа на полу, и не решился бы на убийство.

. од, т. ый случайность, но рождённая необходимостью, исходя из которых смерть Вулича- а.

альцим."

 

— К какому же выводу мы приходим? Что утверждает Лермонтов своим  произведением и повестью «Фаталист» в частности? Наша судьба – это всего лишь предопределение свыше или же нет? Как вы считаете? ( Вывод: наша судьба – это наш анализ, расчёт и воля. И только от нас она зависит. Рассудок и желание видеть что-то в будущем — вот основные категории так называемой «судьбы».)

-А какую судьбу вы себе хотите? От чего она будет зависеть? Что необходимо для этого сделать? И кто это будет делать? Судьба, Бог… ( Ответы уч-ся )

Ваше домашнее задание как раз будет связано с ответами на эти вопросы. Напишите небольшое сочинение на тему: « Я через 15 лет». Ведь у каждого из нас есть такие черты характера, которые нужно совершенствовать, улучшать, а есть такие, которых нет, но очень бы хотелось, чтобы были. Поэтому дома вы составите план работы над своим «образом — Я», чтобы добиться той судьбы, о которой вы мечтаете. В нем будут три столбца:

Самовоспитание: черты характера.

Самосовершенствование: развитие, действия.

Самостроительство: каким я становлюсь.

 

 

-Теперь я действительно верю, что с сегодняшнего дня слова В. Соловьёва: «Источник всех действий человека есть его воля», станут для вас ближе, и вы будете сами «строить» свою «судьбу», « стремиться к достижению поставленных целей.

Благодарю всех за работу на уроке.

Выставление оценок.

6921
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!