Доклад "Формирование трудовых качеств воспитанников, через ознакомление с трудом взрослых"

    Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства. Труд должен радостно войти в жизнь ребёнка и помочь ему в успешном всестороннем развитии. На основе этих первичных обобщений, возможно формировать более сложные представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Мои наблюдения за воспитанниками показали, что не все дошкольники трудолюбивы, многие из них относятся скептически к трудовым поручениям взрослых и воспринимают их, как одну из форм наказания за провинность. Дети слабо знают или не знают совсем о труде взрослых людей различных профессий. Только поэтому мной была выбрана тема «Формирование трудовых качеств воспитанников, через ознакомление их с трудом взрослых».

    В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д. В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.

    Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей.

    Заключается в разработке содержания и форм взаимодействия воспитателя, воспитанников и семьи, которое предусматривает поэтапное формирование трудовых качеств воспитанников, через ознакомление их с трудом взрослых.

    Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта заключается в выработке новых стратегических подходов по взаимодействию воспитателя, ребёнка и родителей в вопросах формирования трудовых качеств воспитанников.

    Работа над докладом способствует повышению качества образовательного процесса, делает взаимодействие участников образовательного процесса более увлекательным, эмоционально-насыщенным, результативным. В результате внедрения данного опыта воспитанники овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах трудовой деятельности, обладают установкой положительного отношения к разным видам труда, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми.

    Формы и методы трудового воспитания разнообразны. Они зависят от возраста и других особенностей воспитуемых детей; направлены на развитие следующих качеств: трудолюбие, дисциплинированность, добросовестность, стремление к результатам. Воспитание трудолюбия начинается с ранних лет жизни. Во всех возрастных группах мною широко используются поручения, но в младшем возрасте эта форма является ведущей в организации детского труда. Я привлекала детей к выполнению поручений, не входящих в обязанности дежурных, и к самообслуживанию.

    Главная цель воспитания трудолюбия – формирование психологической, практической готовности маленького человека к труду.

    Результатом должно стать что-то полезное, имеющее ценность для коллектива.

    Труд должен быть коллективным, посильным. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех. Уборка помещения, участка, оформление групповой комнаты к празднику и др. — все это нужно не кому-то одному из участников труда, а им всем.

    Например, я предлагала детям навести порядок в помещении группы и распределяла обязанности. После окончания работы обращала внимание детей на то, что каждый трудился хорошо и вот результат — в комнате стало чисто и красиво. При подобной форме организации работы каждый ребенок имеет свой участок и отвечает только за себя. Даже если одинаковое задание давала двум детям, все равно каждый выполняет его отдельно.

    Совместный труд предполагает взаимодействие детей. Цель, как и в общем труде, — единая.

140
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!