Второстепенные члены предложения.

Тема: Второстепенные члены предложения.

Цели:

— дать учащимся общее понятие о второстепенных членах предложения; ввести термины, обозначающие их разновидности;

— помочь учащимся понять, что второстепенные члены называются так не потому, что второстепенны для выражения смысла высказывания, а лишь по их роли в строении предложения;

— развивать художественное, эстетическое воображение учащихся.

 

 Оборудование: Ноутбук, мультимедиа-проектор, презентация к уроку.

Ход урока.

1.     Повторение пройденного материала.

Мы с вами работаем с предложением. Вспомним, что это такое.

— Что такое предложение? Это – единица синтаксиса, содержащее в себе законченную мысль. В предложении есть грамматическая основа.

— Тогда что такое синтаксис? Раздел науки о языке, изучающий предложение и словосочетание.

— Что такое грамматическая основа? Это подлежащее и сказуемое.

— А бывает грамматическая основа, в которой только подлежащее или только сказуемое? Приведите примеры.  Хмурая осень. Становится холодно и неуютно.

2.  Знакомство с новым материалом. Слайд 1.

Наступила осень. Деревья пожелтели. Листопад. Идет дождь. Морозит.  Мы ждем.

— Что вы видите на слайде? Это предложения.

— Мы можем сказать, что это текст? Да.

— Что такое текст? Это несколько предложений, объединенных общей темой и идеей.

— Чем необычен текст на слайде? Здесь предложения, в которых нет ни одного второстепенного члена предложения.

— Какое предложение  нам не очень понятно? Мы ждем.

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на нашем уроке? Как будет звучать тема урока? Второстепенные члены предложения.

3. Запись в тетради числа и темы урока.

Второстепенные члены предложения – это определение, дополнение и обстоятельство.

4. Объяснение  нового материала.

1) Составление таблицы (Слайд 2. )

Второстепенный член предложения

Определение

Дополнение

Обстоятельство

Вопросы

Какой? Чей?

Вопросы косвенных падежей: Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.

Как? Куда? Где? Когда? Зачем? Почему? (вопросы наречия)

Примеры

Человек (какой?) веселый

 

Пришел (с кем?) со мной

Вернулся (когда?) вчера

 

2)Попробуем добавить в каждое предложение нашего текста добавить второстепенные члены. Слайд 3. Записываем то, что получится, в тетради.

Наступила осень. Деревья пожелтели. Листопад. Идет дождь. Морозит. Мы ждем.

3) Проверим, что у нас получилось. Читаем тексты.

4) А теперь прочитаем, что получилось у меня. Слайд 4.

Наступила долгожданная осень. Деревья в нашем саду  быстро пожелтели. Начался золотой листопад. Иногда идет мелкий надоедающий дождь. По утрам часто морозит. Мы ждем снежную зиму.

5)  Как вы думаете, зачем нужны второстепенные члены предложения? Они распространяют предложение, несут  дополнительную информацию, делают нашу речь насыщенной, интересной, эмоциональной. Иногда без второстепенных членов мы вообще не можем понять смысла предложения! Они уточняют и украшают нашу речь! Слайд 5.

6) Работа с учебником. Упражнение 244. Запишем предложение и подчеркнем все члены предложения.

Зубастый    зверек   грызет   с  визгом  дубок.

В предложении представлены все члены предложения. Рассмотрим таблицу из упражнения 247.

5. Закрепление изученного материала.

1) Упражнение 248. Разобрать предложение по членам.

Первыйснег всегда поражает своей белизной.

 Составить предложение со словарными словами: выражать, поражать, поразительный, заразительный.

6. Домашнее задание. Параграф 18, упражнение 250

 

 

 

 

1723
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!