Тематическое планирование уроков литературы.10 кл. К УМК Черкезовой М.В.

                                  Система уроков

Основные теоретические понятия

Тип и форма урока

Виды контроля и обратной связи

Домашнее задание

Дата

 

Раздел. Тема

Цель

 

План

Факт.

 

Введение

 

 

1

Обзор русской литературы первой половины 19 века.

Продолжить знакомство с основными темами и проблемами русской литературы 19 века, дать представление о направлениях в русской литературе 19 века.

Классицизм, сентиментализм, романтизм

Лекция

Конспектирование

Конспект стр.

 

 

 

  1. Из русской литературы первой половины XIXвека (обзор)

 

 

Александр Сергеевич Пушкин

 

2

Жизнь и творчество А.С.Пушкина. Тема дружбы в стихотворениях Пушкина. «Друзьям». Гуманизм  и философская глубина лирики Пушкина, тема милосердия. «Погасло дневное светило», «Вновь я посетил…»

Раскрыть своеобразие пушкинской эпохи, в котором происходило становление поэта, вспомнить основные этапы жизни и творчества А.С.Пушкина; обзорно рассмотреть основные темы в творчестве поэта. Формировать навыки анализа стихотворного текста

Стихотворная форма

Лекция, беседа,

Устное сообщение по биографии

Чтение и анализ стихотворения

Биография Пушкина

 

 

 

3

 Свобода и закон в лирике Пушкина. Смысл жизни человека и его путь в бессмертие. «Вольность», «Элегия», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану», «Из Пиндемонти»

Обучение анализу стихотворения. Развивать навыки анализа стихотворения. Пробудить интерес к поэзии.

Жанр притчи Элегия

Комбинированный

Чтение и анализ стихотворения

Выучить наизусть «Элегия» Прочитать «Медный всадник»

 

 

 

4

Властелин судьбы и маленький человек в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».

Познакомить с содержанием поэмы «Медный всадник», раскрыть основные образы, показать своеобразие жанра и композиции произведения.

Контраст

Изучение нового материала с включением индивидуальных сообщений

Устное сообщение

Чтение и анализ фрагментов, составление цитатных характеристик

Сообщение

 

 

 

5

Роман «Евгений Онегин» (с опорой на изученное)

Обобщить знания учащихся о романе в стихах; об «онегинской строфе»; роль лирических отступлений и образ автора; подчеркнуть нравственную и философскую проблематику романа, смысл финала.
 

Авторский замысел

Урок-путешествие

Опрос

Прочитать «Пиковая дама»

 

 

 

6

Урок внеклассного чтения.

Повесть  «Пиковая дама»

Познакомить с содержанием повести «Пиковая  дама», развивать навыки анализа художественного произведения

Реальность и фантастика в повести

Урок-беседа

Ответы на вопросы

Отзыв о прочитанной книге

 

 

 

 

Михаил Юрьевич Лермонтов

 

 

7

Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова. Основные темы и  мотивы лирики. Любовь и одиночество в лирике Лермонтова «Я не унижусь пред тобою», «Гляжу на будущность с боязнью»,  «Молитва», «Выхожу один я на дорогу»

Помочь раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта, своеобразие, колорит эпохи и ее влияние на человеческие судьбы. Рассмотреть основные темы в творчестве М.Ю.Лермонтова.

Расширить знания учащихся о лирическом герое. Понять, каков  лирический герой в поэзии Лермонтова

Риторика

Жанр исповеди и дневника

Лекция. Урок-презентация

Опрос, сообщение

Групповая работа по анализу стихотворения

Биографии Лермонтова .

Выучить наизусть стихотворения  «Выхожу…»

 

 

 

8

Урок развития речи.

Сопоставительный анализ стихотворений «Узник» Пушкина и «Пленный рыцарь» Лермонтова

Учить умению сопоставлять стихотворные тексты, находить общие мотивы и образы. Продолжить работу по умению определять стихотворный размер, находить средства выразительности, объяснять их функцию в понимании идеи лирического произведения. Обучение выразительному чтению стихотворений.

Антитеза,

аллегория

Урок-беседа

Урок развития речи

Ответы на вопросы

Выразительное чтение стихотворения

 

 

 

9

Война и природа в лирике Лермонтова. «Валерик», «Сон». Поэт и светское общество в лирике Лермонтова. «Как часто пёстрою толпою окружён…»

воспринимать и анализировать поэтические тексты, формулировать тему, идею, проблематику, характеризовать лирического героя и художественные особенности  произведений; видеть особенности патриотической и военной лирики поэта.

Жанр исповеди и жанр дневника

Изучение нового материала

Ответы на вопросы

Выразительное чтение стихотворения

 

 

 

10

Роман «Герой нашего времени». Противоречивая сущность характера героя. ( с опорой на изученное)

Обзор и обсуждение романа, развитие монологической речи

Психологический роман

Обзорный урок

Ответы на вопросы

Подготовиться к уроку-семинару

 

 

 

11

Урок внеклассного чтения. Драма  «Маскарад»

 Познакомить учащихся с произведением;  помочь понять основные мотивы, поэтическую концепцию драмы, раскрыть её основной конфликт;  формировать навыки самостоятельного анализа текста

Драма

Урок внеклассного чтения

Урок-семинар

Пересказ эпизодов, инсценирование

Подготовить сообщение о Н.В.Гоголе

 

 

 

 

Николай Васильевич Гоголь

 

 

12

Жизнь и творчество  Н.В. Гоголя

 Познакомить учащихся с этапами творческого пути Гоголя, обобщая ранее изученное.

 

Лекция, урок-презентация

Публичное выступление

Подготовить рассказ о жизни и творчестве писателя

 

 

 

13

 «Мёртвые души » ( с опорой на изученное). Сатирическое, эпическое и лирическое начала в поэме. Образ автора и его роль в поэме.

Научить анализировать текст через предметные детали; закреплять представления учащихся о сюжете, композиции, эпизоде. Развивать навыки речевого общения.

Сатира

Идейно-художественный смысл

Урок-исследование

Пересказ эпизодов

Ответы на вопросы

Подготовить речь в защиту капитана Копейкина

 

 

 

II. Из русской литературы второй половины XIXвека

 

14

Обзор русской литературы второй половины 19 века

Дать представление о социально-политической ситуации в России второй половины XIX в., раскрыть значение русской литературы 19 века  в контексте мировой литературы

 

Лекция

Сообщение о  деятельности славянофилов и западников, общества передвижников

Конспект

 

 

 

 

Александр Николаевич Островский

 

15

Жизнь и судьба А.Н. Островского. Театр Островского

Познакомить учащихся с жизнью и драматургической деятельностью Островского.

Воспитывать интерес к драматургии, к театру

 

Изучение нового материала. Лекционный метод. Сообщения учащихся.

Сообщения учащихся. Составление хронологической таблицы.

Читать драму «Гроза»

 

 

 

16

Драма «Гроза». Семейный  социальный конфликт в драме.

Раскрыть идейно-художественное своеобразие пьесы, жизненные позиции героев, душевную трагедию Катерины

Драма

Комбинированный

Конспектирование лекции. Беседа по вопросам

Индивидуальные задания

 

 

 

17

Город Калинов и его обитатели. Изображение жестоких нравов «тёмного царства».

Проанализировать созданный автором образ города Калинова и его жителей

 

Урок-беседа

Заполнение таблицы

Индивидуальные задания

 

 

 

18

Образ Катерины. Ее душевная трагедия, внутренний конфликт. Катерина в системе образов. Народно-поэтическое и религиозное в образе героини.

Проанализировать образ героини; понять, почему Катерина решилась на самоубийство Формирование аналитических умений и навыков

Вне сценический персонаж

Урок – семинар с элементами исследования и с привлечением вопросов и заданий учебника

Составление таблицы, используя цитаты

Выучить монолог Катерины

 

 

 

19

Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Сплав драматического, лирического и трагического.

Углубить навык анализа прозаического текста, комментированного чтения.

Вырабатывать умения грамотно излагать свои мысли, отстаивать свою позицию.

Проблематика произведения

Символика

Урок-диспут

Оценка умений анализа текста, поступков героев, участие в диспуте.

«Гроза» в русской критике. Анализ статей Добролюбова, Писарева, А.Григорьева.

 

 

 

20

Урок развития речи.

Подготовка к сочинению по пьесе «Гроза»

Предложить учащимся несколько тем для написания сочинения и помочь в выборе и составлении плана

 

Урок развития речи

Составление плана

Написать сочинение

 

 

 

21

Урок внеклассного чтения.Драма «Бесприданница». Система характеров

Совершенствовать навык анализа драматического произведения, проследить, как развивается конфликт в драме, выявить определяющие качества  героев

Сюжет драмы

Урок внеклассного чтения

Ответы на вопросы

Составить кроссворд по творчеству А.Н.Островского. Сообщение о Ф.И.Тютчеве

 

 

 

 

 

Фёдор Иванович Тютчев

 

 

 

 

22

Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева. Единство мира и философия природы в лирике Ф. И. Тютчева.«Silentium», «Певучесть есть в морских волнах…», «Цицерон»

Познакомить с личностью Тютчева, разнообразием тематики его поэзии; показать философский характер лирики и мастерство; дать понятие «чистое искусство». Углубить навыки анализа лирического произведения

«Чистое искусство».

«Мыслящая поэзия»

Лекция

Конспектирование лекции

Фронтальный и индивидуальный опрос

Подготовить пересказ лекции

 

 

 

23

Мир природы в лирике Тютчева. «Не то, что мните вы, природа…».

Тема России в творчестве Тютчева. «Умом Россию не понять…», «Эти бедные селенья…»

Помочь учащимся понять поэзию Тютчева.  Познакомить с понятием «философская лирика».

Стихотворная миниатюра Философская лирика

Урок усвоения знаний

Анализ стихотворения Нахождение художественной выразительности

Выразительное чтение

 

 

 

24

Радости и трагедии любви. «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К.Б.», «Последняя любовь»

Познакомить учащихся с любовной лирикой Тютчева. Совершенствовать навыки анализа.

Метонимия,

метафора

Урок усвоения знаний

Анализ стихотворения

Одно стихотворение выучить наизусть

 

 

 

 

 

Афанасий Афанасьевич Фет

 

 

 

 

25

Жизнь и творчество А.А.Фета. Любовная лирика Фета «Сияла ночь…», «На заре ты её не буди…», «На качелях»

Познакомить с основными этапами биографии А.А. Фета. Формирование представлений об особенностях любовной лирики Фета. Совершенствование навыков выразительного чтения

 

Урок изучение нового материала с включением сообщений

Сообщение  Выразительное чтение

Подготовиться к конкурсу чтецов

 

 

 

26

Природа и человек в лирике Фета «Это утро, радость эта…», «Шёпот, робкое дыханье…», «Ещё майская ночь», «Сосны»

Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста, навыки выразительного чтения

Лирический этюд

Урок-практикум

Устное словесное рисование

Сочинение по творчеству Тютчева и Фета

 

 

 

 

 

                                      Алексей Константинович Толстой

 

 

 

 

27

А.К.Толстой. Жизнь и творчество (обзор). Основные темы, мотивы и образы его поэзии

Познакомить (обзорно) с жизнью и творчеством А.К. Толстого, с основными мотивами и образами поэзии

 

Комбинированный

Нахождение художественной выразительности

Сообщение по творчеству Гончарова

 

 

 

 

Иван Александрович Гончаров

 

 

28

Жизнь и творчество И.А.Гончарова

Познакомить учащихся с биографией писателя, его творческой судьбой

 

Лекция

Составление тезисов

Биография Гончарова.

Читать роман «Обломов»

 

 

 

29

Роман «Обломов». Особенности сюжета и композиции романа. Утро Обломова

Знакомство с историей создания романа, средствами характеристики персонажа

Социально-философский роман

Урок изучение нового материала

Поиск средств выразительности

Индивидуальные задания

 

 

 

30

Глава «Сон Обломова» и её роль в произведении. Образ Захара.

Объяснить художественный смысл «Сна Обломова». Показать «неразделимость» и «взаимодополняемость» хозяина и слуги; связать с финалом романа.

Утопия, говорящая деталь

Изучение нового материала

 

Пересказ эпизодов

Цитатный план

 

 

 

31

Обломов и Штольц

Формировать у учащихся навыки сопоставления.  Познакомить с понятием «антипод». Определить авторскую позицию в романе.

Антипод

Урок-семинар

Заполнение таблицы

Сочинение-рассуждение «Нужны ли Штольцы в России?»

 

 

 

32

Любовная тема в романе (образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной)

Анализ образов героинь, выявление авторской позиции и способа ее выражения в романе

 

Авторская позиция

Урок-практикум

Составление таблицы

Подготовить сопоставительные характеристики

 

 

 

33

Социальная и нравственная проблематика романа. Роль художественной детали в романе.

Учить видеть и анализировать проблемы,  поднятые писателем в романе

художественная деталь

Урок-практикум

Ответы на вопросы

Составить вопросы для викторины

 

 

 

34

Роман И.А.Гончарова «Обломов» в оценке русской критики 

 Показать неоднозначность восприятия произведения современниками писателя.  Обобщить и закрепить знание материала по данной теме, совершенствовать навыки работы над сочинением на литературную тему

Обломовщина

Лекция

«Кто из критиков ближе к вашей позиции?

Домашнее сочинение

 

 

 

35

Фрагменты очерка Фрегат «Паллада»

Познакомить учащихся с фрагментами очерка, развивать навыки анализа художественного произведения

 

Очерк

Изучение нового материала

Пересказ эпизодов

Читать роман «Обрыв»

 

 

 

36

Урок внеклассного  чтения. Роман «Обрыв»

Познакомить с содержанием романа, развивать навыки анализа художественного текста

 

Урок изучение нового материала

Пересказ эпизодов

Сообщение о Тургеневе читать «Отцы и дети»

 

 

 

 

Иван Сергеевич Тургенев

 

 

37

Жизненный и творческий путь И.С.Тургенева

Систематизировать знания учащихся о творчестве Тургенева.

Познакомиться с новыми фактами биографии и творчества

Очерк

Заочная экскурсия

Конспектирование лекции

Ответы на вопросы

Биография

Читать роман «Отцы и дети»

 

 

 

38

Роман «Отцы и дети»

 Развивать навыки комментированного чтения. Акцентировать внимание на исторической ситуации в романе.

Социально-психологический роман

Изучение нового материала

Комментированное чтение, записи в тетради основных тезисов.

Индивидуальные задания

 

 

 

39

Базаров и Кирсановы

Проанализировать конфликт между людьми разных социально-психологических типов; выявить особенности тургеневского психологизма.

Нигилизм

Урок-беседа

Составление сравнительной характеристики

Подготовиться к семинару

 

 

 

40

Базаров и Аркадий

Рассмотреть отношения Базарова и Аркадия

 

Урок-семинар

Заполнение таблицы

Сочинение-миниатюра о дружбе

 

 

 

41

Любовь в жизни героев

Рассмотреть любовную линию в романе и её место в общей проблематике произведения

 

Урок —обобщение

Ответы на вопросы

Чтение отдельных эпизодов

Письменно ответить на вопрос: Как же прошел Базаров испытание любовью?

 

 

 

42

Базаров и его родители

Создать условия для раскрытия смысла конфликта «новых людей» с собственными родителями; отметить душевное богатство, нравственную чистоту, народную основу образов родителей Базарова.

 

Урок—беседа

Устное сообщение о родителях Базарова

Выписать из текста крылатые выражения

 

 

 

43

Базаров перед лицом смерти

Подвести учащихся к ответу на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя?

Эпилог

Урок-беседа

Анализ сцены смерти

Мини-сочинение-рассуждение « Почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя?»

 

 

 

44

Роман Тургенева в русской критике. Т/л Развитие понятия о романе

Познакомиться с содержанием критических статей.

Критика

Замысел

Лекция

Составление тезисного плана

Подготовиться к сочинению

 

 

 

45

Урок развития речи Сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Умение осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно, грамотно изложить.

 

Урок развития речи

Сочинение

Читать «Дворянское гнездо»

 

 

 

46

Урок внеклассного чтения.

 Мы спим, а время уходитРоман «Дворянское гнездо»

Выяснить, как восприняли учащиеся произведение при самостоятельном прочтении. Умение анализировать художественное произведение

 

Урок — исследование

Индивидуальные задания

Сообщения

 

 

 

 

 

Николай Алексеевич Некрасов

 

 

 

 

47

Жизнь и творчество Н.А. Некрасова

Познакомить учащихся с биографией поэта, его творческой судьбой

 

Лекция с элементами беседы

Конспектирование лекции

Ответы на вопросы

Сообщение «Новизна некрасовской лирики»

 

 

 

48

Новаторство поэзии Некрасова, её связь с народной поэзией. Антикрепостнические мотивы. «Блажен незлобивый поэт..», «Влас», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…»

Приобщить учащихся к высокому духу некрасовских стихотворений.

 Совершенствовать навыки анализа лирического произведения

 

Урок-практикум

Пересказ

Анализ стихотворения (на выбор)

 

 

 

49

Любовная лирика. «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…»

Проанализировать любовную лирику поэта, обсудить возможности обозначения хронологических «границ» (1847—1874) и выделить особенности поэтики «панаевского цикла».

 

Комбинированный

Ответы на вопросы

Выучить одно стихотворение наизусть (по выбору)

 

 

 

50

Тема поэта и гражданина в лирике Н.А.Некрасова. «Поэт и гражданин», «О Муза! Я у двери гроба!..», «Элегия»

Познакомить учащихся с гражданской лирикой Некрасова. Развивать умения и навыки исследовательской работы

Гражданская лирика

Комбинированный

Составить вопросы

Выразительное чтение

 

 

 

51

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».  Поиски правды и счастья в поэме Некрасова.

Раскрыть богатство, сложность и противоречивость русского крестьянства

Эпическая поэма

Изучение нового материала с включением сообщений

Пересказ

Отрывок из Пролога наизусть

 

 

 

52

Тема женской судьбы в поэме. Образ Матрёны Тимофеевны.

Показать значимость и важность темы женской судьбы. Углубить навыки работы с текстом

Притча

Урок формирования знаний

Цитатная характеристика героя

Мини-сочинение «Грешники и праведники у Некрасова»

 

 

 

53

Представители помещичьей Руси в поэме

Показать паразитический образ жизни помещиков

 

Изучение нового материала

Ответы на вопросы

Подготовить сжатый пересказ легенды

 

 

 

54

Образ Гриши Добросклонова в поэме

Выявить самобытность образа  Гриши Добросклонова

 

Урок формирования знаний

Составление тезисов

Письменный ответ на вопрос

 

 

 

55

Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского».

Раскрыть образ героя-богатыря, развивать умения дать характеристику герою

 

Урок-обобщение

Ответы на вопросы

Составление устных высказываний

Подготовиться к контрольной работе

 

 

 

56

Контрольная работа  (тест и мини-сочинение) по творчеству Н.А.Некрасова.

 

Проверить знания учащихся по теме, совершенствовать навык литературоведческого анализа.

 

Урок контроля

Тест, мини-сочинение

Подготовить материалы к сочинению

 

 

 

57

Урок развития речи.

 Сочинение по творчеству Некрасова

Обобщить и закрепить знание материала по данной теме, совершенствовать навыки работы над сочинением на литературную тему

 

Урок развития речи

Сочинение

Сообщение о А.Н.Островском

 

 

 

 

 

Фёдор Михайлович Достоевский

 

 

 

 

58

Жизненный и творческий путь Ф.М.Достоевского

Лекция с индивидуальными выступлениями учащихся

 

Лекция с индивидуальными выступлениями учащихся

Конспект

Читать «Преступление и наказание»

 

 

 

59

Замысел и история создания романа «Преступление и наказание». Мир «униженных и оскорблённых» и образ Петербурга в романе Достоевского

 Познакомить учащихся с историей создания романа и его замыслом.

 Показать роман «Преступление и аказание.» как психологическое и философское исследование человека. Рассмотреть тему «маленького человека».

Помочь учащимся раскрыть влияние на человека страшного мира Петербурга.  Подвести учащихся к пониманию и осмыслению того, что может толкнуть человека на обочину жизни

Замысел

Полифонизм

Лекция

Беседа с включением сообщений учащихся

Карточки-задания

Пересказ эпизодов

Сообщение «История семьи Мармеладовых»

 

 

 

60

Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе

показать, как связаны герои-антиподы и «двойники», раскрыть сходство и различие жизненных позиций героев

Идея «сверхчеловека»

Урок-беседа

Сообщение на тему «Развитие отношений Лужина и Дуни».

 

 

 

 

 

61

Смысл теории Раскольникова. Диалоги Раскольникова и Порфирия Петровича.

 

Раскрыть смысл и содержание  теории Раскольникова, проанализировать эпизод «Раскольников дома у Порфирия Петровича», отследить психологическое состояние героя.

 

Теория Раскольникова

Урок усвоения знаний

Пересказ

Подготовиться к семинару

 

 

 

62

«Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора

Раскрыть борьбу Сони за «не погибшую ещё душу», её скорбный, но праведный путь. Показать, в чём видит писатель источник обновления жизни, как решает вопрос изменения существующего миропорядка

 

Урок-семинар

Ответить на вопросы

 

 

 

 

63

Анализ эпизода «Раскольников раскрывает Соне свою тайну». Ч.4; гл.2.

Формировать навыки самостоятельного анализа эпизода

 

Урок развития речи

Анализ эпизода

Домашнее сочинение по творчеству Достоевского

Читать роман «Бедные люди»

 

 

 

64

Урок внеклассного чтения.

 Роман «Бедные люди»

 Совершенствовать литературные умения старшеклассников;  отрабатывать навыки анализа художественного текста;   воспитать уважение к человеческой личности;   привить читательский интерес к творчеству писателя

 

Урок-семинар

Ответы на вопросы

Сообщение о Салтыкове.-Щедрине

 

 

 

 

 

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

 

 

 

 

65

Жизнь и творчество С.- Щедрина

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.Е. Салтыкова — Щедрина. формировать умения сатирического осмысления проблем государственной власти

 

Лекция с элементами беседы

Конспект

Читать «История одного города»

 

 

 

66

«История одного города».

Познакомить учащихся с романом-хроникой; вызвать интерес к теме государственной власти; совершенствовать навык анализа художественного произведения

Роман-хроника

Лекция

Составление тезисного плана к материалу учебника

Подготовиться к практикуму

 

 

 

67

«История одного города». Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи

Формирование навыка критического мышления

Сатира

Практикум

Пересказ

Иллюстрация к роману

 

 

 

68

Судьба глуповцев и проблема финала романа

Формирование навыка ведения дискуссии

Аллегория

Урок-дискуссия

Ответы на вопросы

Читать роман «Господа Головлевы»

 

 

 

69

Урок внеклассного чтения. Роман «Господа Головлевы»

Раскрыть проблематику романа. Проследить, в чем причина постепенного вырождения гоголевской семьи; анализ  образа Арины Петровны  и ее сыновей

 

Беседа с чтением эпизодов романа

Пересказ эпизодов

Ответы на вопросы

Индивидуальные сообщения

 

 

 

 

 

Николай  Семёнович Лесков

 

 

 

 

70

Жизнь и творчество Н.С.Лескова

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Лескова

 

Лекция

Составление плана

Биография

Читать «Однодум»

 

 

 

71

Рассказ «Однодум». Тема праведничества

Познакомить с содержанием рассказа. Раскрыть своеобразие жанра, особенности сюжета и композиции прозаического произведения. Дать понятие о жанре сказа. Раскрыть. На примере образа Рыжова раскрыть значение темы праведничества в творчестве Лескова.

Сказ

Урок изучения нового материала

Ответы на вопросы

Индивидуальные задания. Читать «Война и мир»

 

 

 

 

 

Лев Николаевич Толстой

 

 

 

 

72

Жизненный и творческий путь Л.Н.Толстого.

Дать представление о личности Толстого. Обобщить ранее изученный материал

 

Лекция с элементами беседы

Конспект

Читать роман «Война и мир»

 

 

 

73

Роман-эпопея «Война и мир». Знакомство с героями

Познакомить учащихся  с историей создания романа «Война  и мир»; раскрыть своеобразие жанра, особенности сюжета и композиции романа; рассмотреть, как писатель использует прием антитезы

Роман-эпопея

Беседа с вступлениями учащихся

Ответы на вопросы

Сообщение о поведении гостей и хозяев на именинах у Ростовых

 

 

 

74

Изображение войны 1805-1807 годов (т.1, ч.II и III). Идейно-художественные особенности изображения Толстым войны.

 

Выявить идейно-художественные особенности изображения Толстым войны, его отношение к ней

 

Беседа с вступлениями учащихся

Пересказ эпизодов

Подготовиться к уроку семинару

 

 

 

75

Кутузов и Наполеон в романе

Систематизация материала по образам Кутузова и Наполеона как подготовка к классному сочинению

Антитеза

Урок-семинар

Составление тезисов

Подготовить материал к сочинению

 

 

 

76

Жизнь сердца и планы ума. Князь Андрей и Пьер Безухов.

Формирование умения анализировать художественный текст. Раскрыть образы героев

Внутренний монолог

Урок-семинар

Составление плана

Подготовить материал к сочинению

 

 

 

77

  Рассуждение  «Какую роль сыграла природа в жизни Андрея?».

Анализ эпизода «Ночь в Отрадном»

Развивать навыки самостоятельного анализа эпизода

 

Урок развития речи

Анализ эпизода

Индивидуальные задания

 

 

 

78

Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа

Углубить представление об эпической природе романа и показать, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и фактах частной жизни. Раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев

«Диалектика души»

Урок изучения нового материала

Пересказ

Подготовиться к семинару

 

 

 

79

Семьи Болконских и Ростовых

Систематизировать материал по теме

 

Урок-семинар с привлечением вопросов и заданий учебника

Ответы на вопросы

Подготовить образ Наташи Ростовой

 

 

 

80

Наташа Ростова – любимая героиня Л.Толстого.

Углубить знания об образе главной героини романа

 

Урок изучения новой темы

Создание портрета героини глазами Андрея и Пьера.

Подготовить материал к сочинению

 

 

 

81

Урок развития речи. Сочинение по роману «Война и мир» Толстого

Проверка степени понимания романа

 

Урок развития речи

Сочинение

Читать повесть «Хаджи-Мурат»

 

 

 

82

Повесть «Хаджи- Мурат». Кавказская война – невыученные уроки.

(Отдельные размышления о повести Л.Толстого «Хаджи — Мурат»

Познакомить учащихся  с историей создания повести «Хаджи-Мурат»; раскрыть своеобразие жанра, особенности сюжета и композиции романа.

Создать условия для возникновения потребности к творческому труду через развитие навыков аналитического мышления и сравнительного анализа. Создать условия для развития умения видеть слово, аналитически мыслить, сопоставлять, делать выводы.
Воспитывать чувство сопереживания, умение объективно оценивать ситуацию. Формировать осознанное и активное отношение к учебной деятельности. Проанализировать целесообразность использования интегративной модели развития речи и художественного мышления учащихся в процессе обучения.

 

Повесть

Урок изучения нового материала

Письменный ответ

Сочинение –миниатюра «Мои размышления Об уроке»

 

 

 

83

Образ главного героя Хаджи-Мурата

Раскрыть образ главного героя

 

Урок изучения нового материала

Пересказ эпизода «Побег Хаджи-Мурата от русских»

Письменный ответ

 

 

 

84

Контрольная работа по произведениям Толстого

Проверка степени понимания и усвоения  произведений

 

Урок контроля

Тест

Сообщения

Читать рассказы Чехова

 

 

 

 

 

Антон Павлович Чехов

 

 

 

 

85

Жизнь и творчество А.П.Чехова

Познакомить уч-ся с жизнью и творчеством А.П.Чехова.  Разъяснить важнейшие теоретико — литературные понятия в рамках статьи учебника

Новелла, драматургия

Урок –лекция

Конспект

Читать «Студент»

 

 

 

86

Рассказ «Студент». Гибель души в рассказе А. П.Чехова «Ионыч»

Познакомить учащихся со временем написания и опубликования рассказов,  продолжить формирование умения анализировать текст, акцентируя внимание учащихся на лексике и синтаксисе произведения. Воспитывать в учащихся такие нравственные черты, как духовность, умение анализировать поступки окружающих, а также свои собственные.  Раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.  Умение анализировать художественное произведение

 

Урок изучения нового материала

Ответы на вопросы

Анализ

Читать рассказы Чехова

 

 

 

87

Рассказ «Человек  в футляре».  Рассказ «Дама с собачкой»

Объяснить смысл названия рассказов. Совершенствовать умение анализировать эпический художественный текст.Развитие умения выражать и отстаивать свою точку зрения, а также развитие мышления, устной речи.

 

Философское отступление

Урок изучения нового материала с включением индивидуальных сообщений

Анализ

Ответы на вопросы

Составить викторину из 10 вопросов

Читать «Вишневый сад»

 

 

 

88

А.П.Чехов «Вишнёвый сад».

Формирование навыка комплексного анализа. Воспитание критического мышления.

«подводное течение»

Урок изучения нового материала

Ответы на вопросы

Индивидуальные задания

 

 

 

89

«Здравствуй, новая жизнь!» (образ сада и философская проблематика пьесы)

Раскрыть образ сада в философской проблематике пьесы. Формирование умений обобщать, систематизировать, сравнивать, высказывать своё мнение

«Бессюжетное» действие, символическая деталь

Практикум

Работа над портретной характеристикой героев.

Мини-сочинение «Что символизирует вишневый сад для каждого из героев»

 

 

 

90

«Вишнёвый сад». Система образов.

Раскрыть характеры главных героев. Формировать умения анализировать и делать выводы.

Система образов

Урок-беседа

Сообщения уч-ся. Составление плана характеристики героев.

Подготовить материалы к сочинению

 

 

 

91

Урок развития речи. Сочинение по пьесе Чехова «Вишневый сад»

Обобщить и закрепить знание материала по данной теме, совершенствовать навыки работы над сочинением на литературную тему

 

Урок развития речи

Сочинение

Читать «Три сестры»

 

 

 

<span style=«font-size:12px;

4040
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!