ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИГРУШКИ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.
Поликультурность образования предполагает отражение в его содержании специфических особенностей различных культур, их диалога и взаимодействие в историческом и современном контекстах. Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей.[11] В ДОУ воспитываются дети разных национальностей из разных семей и все они должны чувствовать себя одинаково комфортно. Мы приобщаем детей к основам национальной культуры, быта и развиваем межличностные отношения.Важными педагогическими условиями реализации покультурного содержания в воспитательно-образовательном процессе являются:
-формирование этнической осведомленности,
-развитие этнических чувств или эмоционально-ценностного отношения к национальным традициям,
-толерантного отношения личности к образу жизни различных этносов,
-формирование этнических норм поведения, накопление опыта эстетической творческой деятельности, опыта самовыражения и самореализации на основе поликультурного содержания, отраженного в национальном фольклоре народов, живущих совместно на одной территории.
-интегративный характер художественно-эстетической деятельности детей дошкольного возраста. При этом под интеграцией понимается взаимное проникновение разных видов художественной деятельности, раскрытие внутреннего родства различных видов искусства, разнообразных художественных проявлений.[13]
Для систематизации знаний детей о людях различных национальностей, их культуре, особенностях их деятельности, педагогам следует максимально использовать: культурное пространство города, развивающую и предметно-пространственную среду, знакомство с устным и декоративно-прикладным народным творчеством, художественной литературой разных народов, их живописью, музыкой и предметами быта; народными играми, народными игрушками и национальными куклами, национальным костюмом, расширение круга общения с детьми и взрослыми — представителями разных национальностей.[15]
Целью этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста является развитие его национального самосознания при условии уважения к другим культурам и этносам. Работа по этнокультурному воспитанию должна вестись параллельно в условиях ДОУ и семьи. Одним из эффективных средств этнокультурного воспитания является народная игрушка.
Игрушки — это важнейшее составляющее любой культуры. С помощью игрушки ребенку передается суть человеческих отношений. Игрушка — носитель сакральных (семейных) ценностей, родовой информации.[2]
Народные игрушка являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания целесообразно вводить традиционные куклы в жизнь современных детей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как народная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль. [2]
Как указывал великий русский педагог К.Д. Ушинский: «игрушка помогает отражать в игре впечатления действительной жизни, дает повод к активной творческой деятельности, способствует развитию воображения. От того, какие впечатления будут отражаться в игре ребенка, как и какие в ней будут использоваться игрушки, будет формироваться характер и направление развития человека. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются народные представления о жизни, труде, красоте. Рукотворные изделия, и в их числе игрушки, всегда были нужны людям не только для практических целей: они связывают людей с опытом прошлого, с местной традицией, национальной культурой. [6]
Игрушка любого народа как символ культуры может многое рассказать о неписаных правилах жизни и моральных ценностях данного народа, в наряде кукол сохраняются традиции народного костюма: фасон, цвет, орнамент, украшения и т.д. И это понятно: каждая мать, изготавливая кукол, старалась сохранить национальные традиции шитья, украшения..
Народная игрушка способствует передаче ребенку нравственных, символических и мифологических знаний. Все игрушки, по-своему уникальны, содержит символические знания предыдущих поколений а так же позволяет расширить и обогатить представления ребенка о людях других национальностей.
Цель проекта: создать благоприятные условия для эффективного процесса приобщения детей к народному творчеству через призму поликультурного воспитания.
Задачи:
1.Приобщать детей через изучение национальной игрушки и декоративно-прикладного искусства к этнокультуре различных народов России.
2.Развивать чувство справедливости, социальной ответственности и солидарности с разными этническими группами.
3.Развивать толерантность (способность к пониманию и принятию национальных особенностей различных народов).
4.Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.
5.Воспитывать дружелюбное отношение в общении с детьми другой национальности, закладывать фундамент нового и созидательного поколения людей будущего.
На основе вводных бесед с дошкольниками о народах России, Поволжья их культуре и игрушах были сделаны о том, что у детей преимущественно средней уровнень сформированности поликультурного воспитания, а именно они слабо владеют знаниями о стране, в которой проживают, плохо знают символику, культуру и её традиции, заботятся о близких, проявляют дружелюбие, но не умеют договориться с другими детьми, не оказывают им помощь, а свои поступки анализируют исключительно с помощью взрослого.
Далее очень важно было создать предметно-развивающую среду в группе и разработать проект « Народная игрушка»
План реализации проекта включает в себя комплекс занятий, направленный на изучение национальных игрушек разных народов.
1. Русская игрушка.( Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка, Богородская игрушка, искусство Гжели, Жостовскя игрушка, Русская матрёшка)
2.Мордовская игрушка( Тавлинская деревянная игрушка, Мордовская глиняная игрушка)
3. Татарская игрушка( кукла в народном костюме)
4.Чувашкая игрушка ( кукла в народном костюме)
Традиционна в каждой местности были свои способы изготовления кукол — оберегов. Этим куклам был посвящен отдельный цикл занятий.
5.Куклы из бабушкиного сундука. Кукла – оберег.(травница, на здоровье, желанница, Мордовские куклы- пеленашки, Татарская безликая кукла из щепы, Чувашская кукла Йерех).
На занятиях, в процессе реализации проекта подробно рассматривали кукол в различных национальных костюмах, выявляли характерные особенности пошива, вышивки, цветовой гаммы. Изучая расписные глиняные игрушки, большое внимание уделялось элементам росписи. Дети сами с удовольствием лепили и расписывали игрушки. Большое внимание обратили на игрушкам из дерева: Богородская игрушка, Тавлинская деревянная игрушка. Беседы и занятия часто проходили в виде мини – проектов, дети могли рассказать и поделиться своими впечатлениями о посещении музея в поселке Подлесная Тавла. Для организации занятий по изготовлению кукол пеленашек и кукол – обрегов дети активно подбирали необходимые ткани для работы и с удовольствием учувствовали в процессе. В результате работы был создан мини – музей народной игрушки.
По результатам проекта у детей расширились представления о народных игрушках, научились различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для игрушек различных народов. Расширились и обогатились знания о традициях и обычаях разных народов России. Дети стали более открыты к другим культурам, ценностям и взглядам. Что предполагает под собой активную позицию субъекта, когда уже не появляются сомнения по поводу культурных различий, нет негативных стереотипов и предубеждений. Становление поликультурной личности представляет собой непростой и последовательный ход приобретения внутренних качеств, которые находятся в непосредственной взаимосвязи. Одно свойство как бы прокладывает дорогу к последующему, образуя в результате своеобразную лестницу достижений личности.
Литература
1.Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей. Забава или пагуба? Современный ребенок в игровой цивилизации / В.В.Абраменкова — М., 2001. — 140с.
2. Бартрам Н.Д. Об игрушках. По поводу выставки игрушек прошлого и настоящего в Московском кустарном музее. М.,1909.
3.Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. Л.Искусство, 1975. — 139 с.
4.Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей. М.,1997. — 341 с.
- 5.Воскресенская Н. М. Образование и многообразие культур // Педагогика. — 2007. — № 2. — С. 105–107. 3. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях ДОУ / Н. А. Платохина // Дошк. педагогика. — 2010. — № 5. — С. 16–19.
6.Гаранина Н.К. Декоративно-прикладное искусство как синтез эмоционально-эстетического и понятийного освоения культуры детьми дошкольного возраста //Электронный научный журнал «Педагогика искусства» http: // www.art-education.ru / AEmagazine. № 2. — 2010. (В соавторстве с И.А.Лыковой.) 0,6 п.л./0,3 п.л.
7. Деньшин А.И. Дымковская народная глиняная игрушка. Ее история, происхождение, мастера и значение. М.,1945. — (Рукопись).
8. Журавская Э.Д. Художественные особенности богородской резной игрушки 60-70-х годов /Искусство художественных промыслов на современном этапе: Сб.науч.трудов.- М.,1982.- С.80-92.
9.Каган М.С. Эстетика как философская наука: Университетский курс лекций / М.С.Каган. — СПб., 1997. — 542 с.
10.Кудрявцев В. Т. Креативная доминанта культуры // Проблемы интеграции естественно-научного и гуманитарного знания в теории деятельности и двигательных действий / В. Т. Кудрявцев, Г. К. Уразалиева — Новгород: НГПУ, 1997.
- 11.Плаксина, Е. С. Поликультурное образование детей дошкольного возраста / Е. С. Плаксина. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 84-85. — URL: moluch.ru/conf/ped/archive/101/5207/ (дата обращения: 08.11.2020).
- 12.Семенова Валентина.Народная кукла.Коллекция кукол мордовского края / Валентина Семенова. — Саранск: Константин Шапкарин: Дом народных ремесел, 2014. — 55 с.
- 13.Тайчинов М. Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика. — 2008. — № 2. 5.
14.Татары. Д.М.Исхаков, Р.К.Уразманова, Ю.Г.Мухаметшин, С.В.Суслова, 4.Н.А.Халиков (Казань) // Народы России. Энциклопедия. Гл.редактор В.А.Тишков — М.: Большая Российская энциклопедия. 1994. с.321-3252. 5.«Татарская народная одежда». Татарское книжное издательство. Казань, 1997 ел.
- 15. Яппарова Г. Развитие основ социальной компетентности дошкольников в поликультурной среде. // Дошк. воспитание. — 2009. — № 12. — С. 79–89.