Проект «Нам этот мир завещано беречь»
Новизна проекта «Нам этот мир завещано беречь»
Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам познавательно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности ( художественной, познавательной, учебной).
Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик c учетом интеграции образовательных областей программы.
Актуальность
Система патриотического воспитания является составной частью воспитательной – образовательной работы ДОО « Детский сад №68» и предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в учебно-воспитательном процессе.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира, как объекта его постоянной заботы.
Дошкольный возраст — самоценный этап в развития в социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма и духовно-нравственной культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к окружающим его людей и уважение к старшим. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное, формируются основы нравственно — патриотические позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с людьми. Благодаря этому формируются у детей исторические знания, нормы и правила поведения, воспитание, сопереживания, активность в решении некоторых проблем.
Нынешние дошкольники не успели пообщаться со своими прадедами, вернувшимися с войны. Но именно этим детям жить в 21 веке, именно они должны сохранить память о войне. Поэтому так важно, чтобы дети узнали, запомнили как можно больше о фронтовиках в своей семье, в семье товарища. Увидели историю в лицах и конкретных человеческих судьбах.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального патриотического воспитания.
Отличительные особенности проекта заключаются в том, что в основе проекта лежит принцип интеллектуального и эмоционального начала в патриотическом воспитании. Значительное место занимает познавательная -коммуникабельная работа – проведение различных мероприятий. Для детей они необычны. Главным является то, что дети принимают непосредственное участие в творческой деятельности. Познавательно- творческая работа помогает развить исторический интерес ребенка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать.
Освоение материала в основном происходит в процессе практическо- творческой деятельности. Для того, чтобы подвести детей к освоению теоретического материала предлагаются методы работы в конкурсах, праздниках, решение проблемных ситуаций, наблюдения и беседы. Практическая деятельность в патриотическом воспитание ведется ненавязчиво, с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и педагогов.
Педагогическая целесообразность проекта является развитие познавательно-исследовательских способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса, объясняется тем, что дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания — запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе патриотического воспитания ведущими являются наглядные методы обучения. Практическое использование этих методов осуществляется по двум магистральным направлениям:
— первое – это внесение в банк памяти детей сведений о ВОВ (сохранить историческую память о Великой Отечественной войне, отдать дань благодарности за героический подвиг в Великой Отечественной войне живым ветеранам войны и трудового фронта);
— второе -так важно, чтобы дети узнали, запомнили как можно больше о фронтовиках в своей семье, в семье товарища.
Цель проекта:
Формировать патриотические чувства, воспитывать любовь и уважение к защитникам Отечества
Задачи:
- Образовательные:-сформировать представления о Великой Отечественной Войне, о празднике День Победы;
- Развивающие:-расширять представления о защитниках Отечества;
-развивать речь детей, обогащать словарный запас;
Воспитательные:-формировать чувство гордости к ветеранам ВОВ, к своему народу и Родине
Возраст детей: участвующих в реализации проекта 5-7 лет. Учитывая, дети принимаются без специального отбора, одной из задач является дифференцированный подход к процессу обучения.
Срок реализации проекта: 3месяца.
Принципы реализации проекта по развитию познавательно-коммуникабельный способностей детей дошкольного возраста строится на принципах:
Принцип гуманизации предполагает ценностное отношение к каждому ребенку. Это обеспечивает его психолого-педагогическую защищенность.
Принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов познавательно-творческогоразвития детей в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Принцип успешности это деятельность детей, способствующая высокой активности, хорошему настроению, желанию дальнейшего участия.
Поэтапный план реализации проекта:
1 этап – организационный
разработка нормативно- правовой базы;
разработка структуры внедрения использования ИКТ в воспитательно- образовательном процессе ДОО.
2 этап – внедренческий
апробирование и внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОО;
выстраивание сотрудничества с родителями и городскими социальными структурами, через ИКТ;
обновление и обогащение предметно-развивающей среды ДОО;
совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи в развитии детей;
обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы ДОО перед родителями и общественностью.
3 этап – результативный
анализ результатов реализации проекта в ДОО, корректировка содержания, подведение итогов;
обобщение опыта работы педагогов;
трансляция педагогического опыта на городских и областных мероприятиях;
разработать программу действий ДОО на следующий период реализации проекта с учётом полученных результатов.
Ожидаемые результаты:
1. Расширены представлений о российской армии надежной защитнице
нашей родины. Пополнение словарного запаса.
2. В результате проведенных мероприятий, посвященных Дню Победы, дети
ориентируется в истории нашей страны, у детей сформированы такие понятия, как ветераны, оборона, фашисты, захватчики.
3.Формированы чувства собственного достоинства и гордости за свою
Родину
- расширены представления о Великой Отечественной Войне, о празднике День Победы, защитниках Отечества;
- развивата речь детей, обогащен словарный запас;
- сформировано чувство гордости к ветеранам ВОВ, к своему народу и Родине
Комплексно-тематическое планирование к долгосрочному проекту
«Нам этот мир завещано беречь»
МАРТ
№ | Образовательная область | Интеграция ОО | Виды детской деятельности |
1 | «Познавательное развитие» | ОО «Познавательное развитие» — Воспитание умения правильно вести себя. Воспитание любви к родине, уважение к старшим. | -Дидактическая игра «Военная техника», «Наши защитники» -«Солдатская лампа» (1984)- мультфильм «Солдатская сказка» (1983)-мультфильм. |
2 | «Художественно- эстетическое развитие» | ОО «Художественно- эстетическое развитие»- развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие ОО «Художественно- эстетическое развитие»- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку | -Прослушивание музыкальных произведений В. И. Лебедева-Кумача«Священная война», Матвея Блантер, автор слов — Михаил Исаковский «Катюша» -Рисование «Рисуем салют» (нетрадиционная техника рисования) |
3 | «Речевое развитие» | ОО «Речевое развитие»- помогать детям во взаимодействии и налаживании контактов друг с другом посредством речи ОО «Речевое развитие»- Развивать стремление к игровому общению, речевую активность | -Выставка детской художественной литературы о войне. -Беседа на тему: «День Победы», -чтение стихов о Великой Отечественной войне; Е.Благинина «Шинель», С.Маршак «Пусть не будет войны никогда»; Беседа на тему «Дети войны» |
4 | «Физическое развитие» | ОО «Физическая культура» Закрепление умения соблюдать заданный темп | Подвижная игра «Бравые солдаты» |
5 | «Социально-коммуникативное развитие» | ОО «Социально- коммуникативное развитие» — развитие интереса к различным видам игр. | -Изготовление звезды для декорации на музыкально-творческий праздник посвященный ко Дню Победы Организация сюжетно-ролевых игр: «Пограничники»,«Моряки», «Спасатели», |
6 | Работа с родителями | Оформление родительского уголка. |
№ | Образовательная область | Интеграция ОО | Виды детской деятельности |
1 | «Познавательное развитие» | ОО «Познавательное развитие»- Воспитание умения правильно вести себя. Воспитание любви к родине. | -Дидактическая игра «Не ошибись!» «Василёк» (1973) -мультфильм |
2 | «Художественно- эстетическое развитие» | ОО «Художественно- эстетическое развитие»- развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие. | Прослушивание музыкальных произведении композитора Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова «Журавли», Михаила Матусовского, композитора Вениамин Баснера «Набезымянной высоте". |
3 | «Речевое развитие» | ОО «Речевое развитие»- помогать детям во взаимодействии и налаживании контактов друг с другом посредством речи, активизировать речь. | Беседа на тему: «Что такое героизм?» Знакомство с художественной литературой: Митяев А. «Письмо с фронта», «Почему армия родная?»; «Идет война народная...»; |
4 | «Физическое развитие» | ОО «Физическая культура» Закрепление умения соблюдать заданный темп в ходьбе и беге. | -Подвижная игра «Русская народная хороводная игра Березка» -Подвижная игра «Повтори» |
5 | «Социально-коммуникативное развитие» | ОО «Социально- коммуникативное развитие» — развитие интереса к различным видам игр. | Изготовление открыток для ветеранов Организация сюжетно-ролевой игры: «Мы военные», |
6 | Работа с родителями | -шпаргалка для родителей «Георгиевская лента символ Дня Победы» Тематическое мероприятие вместе с родителями: «В нашей семье есть герой» |
МАЙ
№ | Образовательная область | Интеграция ОО | Виды детской деятельности |
1 | «Познавательное развитие» | ОО «Познавательное развитие»- Воспитание умения правильно вести себя. Воспитание любви к родине, желания беречь ее. ОО «Речевое развитие»- Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги | Посещение мини-музея детского сада «Я-помню! Я-горжусь» «Воспоминание»(1986) О детях военных лет. Рисованный мультипликационный фильм. |
2 | «Художественно- эстетическое развитие» | ОО «Художественно- эстетическое развитие»- развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, Формировать у детей интерес к зимней природе, помочь увидеть и почувствовать ее красоту в художественных образах прозы и поэзии. | -Прослушивание музыкальных произведенийДавида Тухманоа (музыка), Владимир Харитонов (слова)«День победы»,Алексея Суркоа, композитор Константин Листов«В землянке». |
3 | «Речевое развитие» | ОО «Речевое развитие»- помогать детям во взаимодействии и налаживании контактов друг с другом посредством речи, активизировать речь | Беседа на тему: «Они Сражались за Родину» Участие детей в тематическом конкурсе чтецов «День победы». -С.М. Георгиевская «Галина мама» |
4 | «Физическое развитие» | ОО «Физическое развитие»- Закрепление умения сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя. | Спортивная эстафета «Переправа», «Полоса препятствий», |
5 | «Социально-коммуникативное развитие» | ОО «Социально-коммуникативное развитие»- приучать детей общаться спокойно, без крика. | -Сюжетно -ролевая игра «Защитники Родины», «Военный Корабль». -Изготовление открыток для поздравления. |
6 | Работа с родителями | музыкально — литературный праздник, посвященный Дню Победы (муз. руководитель, дети, воспитатели) Участие в городском праздничном шествии „Бессмертный полк.“ |
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Нормативно-правовые:разработка новых локальных актов, регламентирующих деятельность ДОО (приказов, положений, правил, функционалов), заключение договоров с партнерами;
Научно-методические:функционирование творческой группы по реализации проекта в ДОО ;
- разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации проекта;
- внедрение системы методических консультаций по ходу реализации проекта;
- Оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по использованию ИКТ в работе с детьми.
Кадровые:создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов участвующих в реализации проекта;
- привлечение необходимых специалистов извне;
- создание творческих групп;
Информационные:формирование банка данных по реализации проекта;
- мониторинговые мероприятия;
- организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта;
Материально-технические:приобретение технических и дидактических средств обучения;
- оснащение ДОО оргтехническими средствами: мультимедийными проекторами, ноутбуками;
Финансовые:без финансирования.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
- Методы: беседы, чтение, рассматривание иллюстраций, рисование, заучивание, отгадывание, слушание, составление рассказов.
РАБОТА С ДЕТЬМИ:
знакомство с ветеранами ВОО
творческая деятельность;
чтение рассказов и повестей на тему ВОО;
образовательные ситуации;
индивидуальная работа с детьми;
дидактические игры;
беседы;
просмотр фильмов;
слушание, заучивание;
сюжетно- ролевые игры;
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
- беседы с родителями о важности данной проблемы
- оформление папки-передвижки «Нам этот мир завещано беречь»
- привлечение родителей к пополнению материала для Мини –музея «Я помню! Я горжусь!»
- проведение музыкального-литературного праздника «День Победы»
- презентация проекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проект — это «игра всерьез», результаты ее значимы для детей и взрослых. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, я не ставлю перед ними слишком отдаленные задачи, но стараюсь охватить одновременно несколько направлений деятельности и планирую с ними работу в определенном направлении и решая конкретные задачи.
Хочется отметить, что работа в рамках проекта не только способствует формированию у детей навыкам патриотического воспитания, но и позволяет успешно применять полученные знания на практике и справляться с общеобразовательной программой «От рождения до школы». А это в свою очередь свидетельствует о том, что я целенаправленно работаю не только над повышением эффективности воспитательно-образовательной деятельности, но и над самооценкой профессиональной деятельности, так как только продуманная, рационально спланированная, скоординированная и ежедневная работа дает основание говорить о возможном достижении максимально положительных результатов.
Реализация проекта «Нам этот мир завещано беречь» позволила разработать практические пособия для педагогов ДОО по обучению и воспитанию детей старшего возраста по патриотическому воспитанию.
Пройдет немного времени, и каждый ребенок, овладев навыками делать выводы о том, как человек может беречь мир и защищать родину и применять полученные знания на практике они бескорыстно и безмерно будут отдавать свою доброту и уважение к окружающим. Только бы им в этом не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь. Это и будет гражданственно- патриотическое воспитание. Любовь и уважение к защитникам родины –это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы и утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразится на умственные способности, а еще вероятнее на нравственные качества.
Любовь к родине это-сформированные чувство гордости за свой
народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам, всегда связана с любовью к родным местам – к своему городу, селу, где человек родился и живет.