Консультация для педагогов на тему: «Ребенок и детский сад. Адаптация ребенка в детском саду.»
Консультация для педагогов на тему: «Ребенок и детский сад. Адаптация ребенка в детском саду.»
Детский сад-серьезный вызов в жизни ребенка, большое испытание для малыша. Любое испытание делает человека сильнее, продвигает вперед в развитии или наоборот, отбрасывает назад. Поэтому на сегодняшний день актуальна тема организации педагогического процесса в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
При поступлении в учреждение дошкольного образования все дети проходят через адаптационный период.
Адаптация-это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным.
Новая среда предъявляют к ребенку особые требования, которые могут в большей или меньшей степени соответствовать его индивидуальным особенностям и склонностям. Облегчение процесса адаптации во многом зависит от родителей, воспитателей и от той среды, в которой находится ребенок.
Существует несколько этапов адаптации:
— подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детского сада;
— приход в группу детского сада (на данном этапе очень важен первичный прием ребенка, его впечатления);
— постепенное привыкание.
Своеобразие адаптации малыша к новым условиям обусловлены специфическими особенностями раннего возраста. Этот период является наиболее ответственным периодом жизни ребенка, когда формируются основные умения малыша, так необходимые для его успешного развития.
В это время складываются такие доминантные качества как познавательная активность, самостоятельность, инициативность, коммуникабельность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности. Но их формирование требуют адекватных действий со стороны взрослого, определенных форм общения и активного взаимодействия с ребенком. Основными линиями развития детей раннего возраста являются:
— развитие предметной деятельности;
— развитие эмоционально-действенного общения с взрослыми.
За время адаптационного периода очень важно сформировать у ребенка чувство уверенности в окружающем. Знакомство с окружающим, организуется в форме развивающих игр, проведение которых требует от взрослого знания и выполнение определенных условий, таких как: доброжелательность, участие в игре; непосредственное участие в игре взрослого, который своими действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них; многократное повторение игр (дети по-разному принимают и усваивают новое). Немаловажно в группе иметь разные красивые яркие игрушки, которые быстро привлекали бы внимание детей. При этом важно, чтобы группа была красиво обставлена. Хорошо, если в группе будут стоять домашние растения. Нужно, чтобы все было удобно и уютно. Детский сад, таким образом, должен стать для ребенка вторым домом.
Для любого педагога период, когда в группу приходит много новичков, является большим испытанием. Педагог в первую очередь сталкивается с тем, что дети, начавшие посещать детский сад, очень разные по своим умениям, уровню физического и психического развития. С первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении педагог должен стараться обеспечить, прежде всего, психологический и физический комфорт для детей, смягчить трудности перехода от домашнего к общественному образу жизни. Особенно важно в это время заложить основы благожелательных отношений между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка. Обращаться к детям раннего и младшего дошкольного возраста, которые только начали посещать детский сад, надо, с одной стороны, индивидуально, по имени, а с другой – подчеркивать принадлежность ребенка к группе, учить реагировать на обращение «Ребята». Все непривычные детям действия надо проговаривать, объяснять несколько раз. Если дети понимают педагога-их легко обучить тем вещам, с которыми дома они не сталкивались или привыкли делать по-другому. Важно сохранять индивидуальный подход. Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребенка. Несложное правило-не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям. Все проблемы ребенка становятся для педагога профессиональными проблемами.
Главная задача, которую решают в адаптационный период педагоги детского сада и родители-сделать детский сад для ребенка желанными. Необходимо чтобы отрыв от дома, от близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми сверстниками не стали для ребенка серьезной психологической травмой. Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.