«Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры»
Патриотизм зарождается в семье, а детский сад только помогает развивать эти чувства!
Чувство Родины у ребенка начинается с любви. Эта любовь к самым близким людям — отцу, матери, бабушке, дедушке. Любовь к месту где живет ребенок – это родной дом, двор, любимые качели, детский сад и природа которая его окружает — все это Родина. Ребенок открывает для себя каждый день что-то новое, то что дополняет его среду и превращается со временем в понятие своей Родины.
Одна из целей воспитания патриотизма у детей – сформировать у них чувство добра, сострадания, ответственности, сопричастности к окружающему миру. Формирование всех этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребёнком.
Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания детей, являются занятия физкультурой и спортом. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности, формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.
Развитие нравственно-патриотических качеств в детском саду происходит при использовании разных методов, форм и приемов: в непосредственно образовательной деятельности, при проведении спортивных праздников, развлечений и досугов, военно-патриотические мероприятия с использование патриотических подвижных игр, знакомство детей с различными видами спорта и выдающимися спортсменами нашей страны и края.
Самым продуктивным воспитательным методом являются спортивные развлечения, досуги и праздники. Использование таких форм работы закрепляют знания детей по определенной тематике. Это такие мероприятия как: «День Победы», «23 февраля», «Олимпийские игры», «День здоровья», «День космонавтики», «Международный женский день», «День России», «День Города», «Масленица», «Пасха». Все перечисленные праздники и развлечения считаются традиционными и проводятся ежегодно. В организации этих традиций участвуют дети, воспитатели и родители. Проводимые в такой форме мероприятия дают детям знания о культуре своей Родины.
Для достижения положительных результатов в формировании личности через двигательную активность ребенка педагогам дошкольных учреждений необходимо поставить перед собой следующие задачи:
1. Способствовать проявлению разумной смелости, решительность, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
2. Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и выносливость.
3. Создавать условия для проявления положительных эмоций.
Одним из эффективных средств формирования патриотизма является игра. Подвижная игра являются средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него важных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются народные игры. Многие игры передаются из поколения в поколение. История народных игр органически связана с историей народа, обычаями, традициями, его трудовой деятельностью, бытом.
Знакомить детей с русско-народной подвижной игрой можно начинать ещё с младшего дошкольного возраста. Важно заострить внимание детей к игре, привить желание играть. Для этого есть простые игры типа: «Карусели», «Зайка серенький», «Хоровод», «Пузырь…». В старшем возрасте уже сами могут проводить простые игры, с небольшой подгруппой, без помощи взрослого: «Золотые ворота», «Платочек», «Горелки», «Баба-яга», «Пятнашки». Народные игры, считалки формируют у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Народные игры укрепляют связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю, формируют интерес к изучению игр других национальностей.
Развитие нравственно- патриотических качеств у дошкольников проводится и через работу с родителями воспитанников. Для этого были разработали ряд мероприятий, например, дни открытых дверей и проведение совместных спортивных праздников «День защитника Отечества», «Мамин день», «Олимпийские игры» и т.д. Считаем, что взаимосвязь с родителями играет огромную роль в патриотическом воспитание детей.
Посредством совместной деятельности формируется ребенок — патриот, физически развитая личность с активной гражданской позицией, уважающими Отечество, чувствующий причастность к родному краю, его истории, традициям, достижениям своего народа, готовым выполнить свои гражданские обязанности, обладающий социально ценностными нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.