СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ – ИНОФОНОВ В ПРОЦЕССЕ СОТРУДНИЧЕСТВА С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ.
Миграция населения – это сложный по природе, формам и проявлениям процесс. В узком смысле миграция представляет собой законченный вид территориального перемещения. Данный процесс обусловлен совокупностью экономических, социокультурных, образовательных факторов и проблем. Многие мигранты находятся на территории Росии вместе со своими детьми. Процессы миграции привели к значительному увеличению численности образовательных учреждениях детей, для которых русский язык не является родным.
В современном российском обществе обострилась проблема адаптации и интеграции детей – инофонов. Дети оказываются в непривычной для них среде, к которой им предстоит адаптироваться в кратчайшие сроки. Среди возникающих проблем наиболее актуальными являются языковой, социокультурный барьер, мешающие вовлечнию детей в различные виды образовательной, культурно – досуговой и социальной деятельности.
Как известно, плохая адаптация родителей в российском социуме имеет прямую, хотя и не всегда устойчивую связь с уровнем адаптации и социализации их детей, может улучшиться при хорошей адаптивной работе с детьми. Дети всегда легче адаптируются, чем их родители, и поэтому так важна серьёзная работа по адаптации и социализации детей-инофонов в образовательных учреждениях.
Основным элементом воспитательной работы образовательного учреждения должна быть работа, направленная на формирование социализированной личности, чтобы по окончанию среднего учебного заведения выпускник – мигрант не потерялся в современном обществе, а смог устроить свою жизнь согласно правилам и нормам, в новом для него обществе. Сад и школа формируют личность, способную отвечать нормам современного общества. Решение данной проблемы состоит в целенаправленном обучении младших школьников взаимодействию и сотрудничеству. Обучать детей взаимодействию и сотрудничеству необходимо сразу же после их появления в коллективе: это лучший способ избежать формирования и закрепления отрицательных стереотипов, в том числе этнических. В центре внимания должно стоять формирование у детей доброжелательного отношения к другому, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.
Для этого педагогу надо определить способ организации работы детей. Тематика занятий может быть любой: например, рисование, конструирование, создание текстов и т. п. Это позволяет одновременно с обучением детей сотрудничеству решать другие образовательные и воспитательные задачи. Таким образом, не нужно вводить дополнительные учебные часы или изменять содержание учебных планов.
В ходе работы необходимо:
1. Создать положительное отношения к сотрудничеству. Нужно убедить детей, что работать вместе с другими интересно, сама работа часто позволяет сделать то, чего не сделаешь в одиночку.
2. Формировать привычку согласовывать свои личные интересы с интересами других.
3. Обучать детей правилам эффективной организации совместной работы. Нужно научить детей до начала и в ходе работы обсуждать и согласовывать планы, а также распределять обязанности и средства, используя при этом справедливые процедуры и объективные критерии.
4. Развивать эмоциональную сферу. Нужно научить детей чувствовать эмоциональное состояние партнеров, своевременно реагировать на их слова, жесты, мимику и т. п., адекватными средствами выражать собственные чувства и обсуждать предполагаемые чувства партнеров.
Данный вид работы должен предусматривать непосредственную активность самих участников в процессе деятельности, игровые моменты и общение всех участников, включая педагога. При комплексном подходе к решению проблемы социализации ребенка – мигранта будут задействованы все стороны и уровни жизни ребенка. Таким образом, социализация ребенка- инофона в поликультурном образовательном пространстве — это явлениие представляющее собой определенную систему воспитания, развития и формирования личности. В результате такого процесса социализации в личности ребенка – мигранта происходят изменения, проявляющиеся в социализации.