Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « Звук [м] и буква М»
Тема: « Звук [м] и буква М»
Задачи:
Образовательные задачи:
1.Ознакомление с буквой Мм. Буква М и звук [M]
2.Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита.
3. Формирование навыка чтения слогов, слов.
4. Совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове); выделение заданного звука из потока звуков;
Развивающие задачи:
— развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
— воспитывать умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей. Воспитывать навыки оказания взаимопомощи в коллективе.
Оборудование: предметные картинки со звуком [М], палочки, пластмассовые буквы
Ход занятия
- 1.Организационный момент
Воспитатель. Встаньте около стульчиков, опустите руки, давайте улыбнемся друг другу и тихо сядем.
Воспитатель… Послушайте сказку Г. Юдина «Поэты» и запомните слова со звуком[м].
ПОЭТЫ
Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:
– Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:
Каждый день и каждый час
Мы твердим упрямо:
Нет на свете никого
Лучше нашей…
– Малины! – заорал Миша.
– Да при чем здесь «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».
– Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что?
– Ну, хотя бы про этот мухомор.
– Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы!
– Что ты, что ты! – испугался мышонок. – Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:
В лесу нет доктора важней,
Чем бойкий рыжий…
– Айболит! – заорал медвежонок.
– Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей – лес.
– Откуда ты так много знаешь?
– Кто много читает, тот много знает! – важно ответил мышонок Мыша.
Воспитатель. Назовите какие слова запомнили со звуком [м].(Мышонок Мыша, медвежонок Миша, малину, мы, мамы, мухомор, макароны, медвежонок, муравей.
Воспитатель. Еще раз произнесите звук [м]. Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, губы сомкнуты, а воздух проходит через нос. Зажмите нос и попробуйте произнести этот звук. Видите, не получается. Как вы думаете, звук [м] гласный или согласный?
Дети. Согласный.
Воспитатель.
Правильно. Его нельзя петь, открыв рот. И во рту есть преграда при произнесении звука [м].Это губы. Поэтому звук [м] – согласный. Каким квадратиком мы будем его будем обозначать?
Дети. Синим.
Воспитатель. Правильно .
Назовите слова, в которых есть звук[м] ….
Воспитатель. И г р а «Кто больше?»
1. Вспомните, какая ягода начинается со звука[м] и заканчивается звуком [а]. (Малина, морошка.)
2. Назовите цветы, в названии которых есть звук [м]. (Мак, маргаритка, мальва, ромашка.)
3. Перечислите продукты, в названии которых есть звук [м]. (Мясо, маргарин, масло, макароны, манная крупа, молоко, мука, мандарины.)
Воспитатель. ( показывает букву Мм).Сколько палочек нужно нужно взять, чтобы сложить эту букву?Как эти палочки расположены?
Дети. Нужно взять четыре палочки, две длинных, две коротких. Длинные палочки стоят прямо, а короткие сложены между ними уголком вниз.
Воспитатель. Один ребенок выкладывает на доске букву М, остальные на столе.
Воспитатель.Молодцы. У вас получились красивые буквы. А сейчас игра
« Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы поставите рядом эти буквы и прочитаете что получилось.
А, м. Что получилось? (Ам).
Аналогично собираем слоги: ом, ум, им, ми, ма, мо.
Подвижная игра «Найди букву»
Воспитатель. ( Приглашает детей на ковер и рассыпает перед ними буквы)
Воспитатель Найдите все буквы М и сложите в ведерко.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Замечательно. Вы собрали все буквы М.
Итог занятия:
Воспитатель. Давайте вспомним, с какой буквой вы познакомились? Что вы о ней знаете? ( с буквой М. Она согласная)
Воспитатель. Из скольких элементов состоит эта буква? ( из четырех)
Молодцы. Всем большое спасибо.