Творчество Васнецова Ю. А. "Заячьи слезы"

Дошкольное образование

Ознакомление с творчеством Васнецова Ю. А.

Рассматривание иллюстрации.

Сказка «Заячьи слезы»

Среди видов изобразительного искусства живопись более других обращена к сфере человеческих чувств и переживаний. Художники живописцы, образно отражая предметный мир, передают свои чувства и отношение к человеческим ценностям с помощью различных изобразительных и художественных средств. Счастье, восторг, неутешное горе, радость бытия и многие другие эмоциональные состояния донесли до нас полотна великих мастеров.

При знакомстве с художественным произведением, необходимо заинтересовать, заинтриговать детей. Затем предоставить им возможность самостоятельно рассмотреть репродукцию, поинтересуйтесь, понравилась она или нет, после чего преступайте к беседе.

Вначале поинтересуйтесь точкой зрения ребенка, а затем одобрите ее и выскажите свою.

«Говорить о живописи трудно, почти невозможно. Живопись избегает слов, ибо она обладает своим языком, как и каждое искусство.

В искусстве что-то должно оставаться недосказанным, ведь искусство — это то чудо, которое остается и ускользает из рук, когда обо всем как будто бы уже сказано. Поэтому искусство нельзя объяснить или разъяснить. Его надо не понимать, а прочувствовать.» Бирута Биумане.

Русский писатель и путешественник Иван Сергеевич Соколов-Микитов

написал несколько книг для детей. Про животных, про природу. Хорошие рассказы получились. Забавно, как он скромно ввел себя самого в сказку. И верится: живет себе охотник Микитов в своем Карачаровском домике посреди леса, выходит погулять с охотничьим ружьем, заглядывает на чай к Пете и Васе, треплет за ухом Полкана, а Лиса его боится, стороной обходит.

Сегодня мы познакомимся со сказкой«Заячьи слёзы», которую написал Иван Соколов-Микитов, а иллюстрации сделал Васнецов Ю. А.

Сейчас попробуйте угадать загадки, и догадайтесь, о ком пойдет речь в сказке.

Что за зверь в лесу густом притаился под кустом?

Длинноухий, косоглазый.

Не заметишь его сразу.

И кого он так боится?

Может, волка иль лисицу?

Это кто такой трусишка?

Ну, конечно же, … (Зайчишка)

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост — ее краса.
Этот зверь лесной — …(лиса)

В сказке « Заячьи следы» живут Заяц-белячок Вася, Лиса Лечея-Плачея.

Это сказка о том, как построил Вася под ёлкой избушку. А проходила мимо избушки лиса Лечея-Плачея. Просится к нему в дом. Выгоняет его из дома. Идёт заяц по лесу, плачет, навстречу ему пес полкан, рассказывает ему свою историю, он вызывается помочь ему, но это не помогает. Испугался лису Полкан. Сидит на пеньке зайчик плачет. Подходит к нему баран, и тоже вызывается помочь. И он её испугался. Сидит зайчик плачет под кустом. Подходит к нему петушок и вызывается помочь. Испугал он лису охотником и выгнал её. Зайчик привел петушка в избушку, накормил, напоил и оставил с ним жить.

Картинка нарисована яркими, светлыми красками, художник использует достаточно насыщенные цвета, чтобы передать всю красоту русского леса, и эмоции зайчика Васи. Это делает иллюстрацию достаточно сказочной.

Картинка передаёт весёлое, радостное настроение. Мне кажется, что здесь зайчик радуется, что построил свой домик и красиво его украсил.

Особенно мне нравится, что художник прорисовал текстуру коры дерева, все его трещинки, прорисовал колючие ветки ёлок, пушистую шёрстку зайчика. Так иллюстрация выглядит достаточно реалистично.

Когда я смотрю на эту иллюстрацию у меня возникают хорошие чувства, хочется рассмотреть эту иллюстрацию, рассмотреть её детали, рассмотреть мордочку зайчика. Он как будто смотрит на нас, и улыбается.

Заячья доля — горькие слёзы. У всякого зверя есть своя защита: у медведя — могучие лапы, у волка — крепкие зубы, у быка и барана — рога. А у зайца одна защита — длинные ноги да заячьи горькие слёзы. От всякого зверя терпит заяц. Ни покоя ему, ни сытости. Научила зайца нужда свои следы путать, крутить-петлять. Только охотник Микитов знает, как распутывать хитрые заячьи петли.

Вопросы детям:

ØПочему зайчик плакал?

ØКто ему в итоге помог?

ØКак вы думаете, поступок лисы плохой или хороший?

ØКак она могла поступить по-другому?

ØКакие на рисунке линии: чёткие или расплывчатые?

ØПосмотрите, зайчик одет в голубую кофточку, прямо как человек.

Многих животных Васнецов изображал не как животных, а как людей – со своим характером, одеждой, все ходят на задних лапах как люди.

ØО чём картина?

ØКто вам больше понравился? Почему?

ØЧто красивого и удивительного передал художник в образе зайчика?

ØКак он изобразил это в картине? Какими красками описывал?

ØКакое настроение вызывает картина?

ØОтчего возникает такое настроение?

ØЧто хотел сказать художник своей картиной?

ØЗачем художник рассказал нам эту историю?

ØЧему нас научила картина?

Добрая русская сказка «Заячьи слезы» отсылает к известной фразе: «Заячья доля – горькие слезы». Сказка учит мальчиков и девочек не обижать слабых, а помогать им в трудные минуты. Кроме того, воспитательный подтекст показывает, что необходимо обращать внимание на свои достоинства, а не на недостатки. Поскольку все в природе устроено именно так, как должно быть. В центре героя – беспомощный зайка, которым пользуются лесные жители. Тем не менее, трусливый зайка полон выдающихся талантов. Но однажды ему встречается благородный петух и расправляется с корыстными обидчиками ушастого.

По окончании разговора с детьми разместите репродукцию в хорошо освещенном месте на уровне глаз ребенка.

183
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!