Методика проведения народных игр.

Тип статьи:
Авторская

   В настоящее время возрастает приоритет народной культуры как комплексной системы, уходящей своими корнями к истокам развития человечества, заключающей в себе гуманные идеи единства человека и природы, этническое самосознание, устойчивые ориентиры для формирования духовных черт характера и социально-культурного опыта.

Справедливо известное изречение: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети. У каждого народа имеются игры, которые в течение веков создавались взрослыми для детей, а некоторые и самими детьми.Те и другие передавались от поколения к поколению. Народные игры Поволжья доносят до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы содержания разговорных текстов.

По содержанию все народные игры Поволжья классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. В их много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются фольклором.

В народной игре используются следующие виды фольклора:

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю,

снегу, радуге, деревьям).

Приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным.

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Тематика народных игр Поволжья:

  • Времена года
  • Птицы
  • Животные
  • Трудовые процессы
  • Используя в работе народны игры, необходимо параллельно реализовывать следующие задачи:
  • Знакомить с народными праздниками, с историей их возникновения
  • Воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции
  • Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения
  • Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей.

Народная игра, являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей.

Методика проведения народных игр.

1- Выбор игры.

Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия.

Установление в режиме дня специального времени для игры— важнейшее педагогическое условие существования игры как самостоятельной деятельности и использования ее как формы организации детской жизни и средства воспитания.

2 — Сбор детей на игру.

Собрать детей на игру можно разными приемами. В младшей группе воспитательначинаетигратьс3—5детьми, постепенно к ним присоединяются остальные.
Сдетьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут(слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.). В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры.
Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.
3 — Создание интереса к игре.

Прежде всего нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила.

Можно, например, прочитать стихи, загадать загадку, спеть песню на соответствующуют ему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре.

Хороший результат дает и короткий рассказ, прочитанный или рассказанный воспитателем непосредственно перед игрой.
4 — Организация играющих, объяснение игры.

Объясняя игру важно правильно разместить детей. В младшей группе все объяснения делаются, в ходе самой игры. В старших группах педагог сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила, еще до начала игры. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Движения в подвижной народной игре можно показать до начала или в ходе игры. Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его выбору. Объяснение часто сопровождается показом.

В играх с детьми младшего возраста воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли. И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям. В старшей группе сначала объясняют игру, затем распределяют роли и размещают детей.

Инвентарь, игрушки и атрибуты раздают обычно перед началом подвижной игры, иногда их кладут на обусловленные места, и дети берут их по ходу игры.
5 — Проведение игры и руководство ею.

Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой. В средней и старшей группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям.
Воспитатель делает указания как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей. Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение поощряя решительность, находчивость, инициативу — все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры.

В подвижных играх воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперед, вверх). Игры большой подвижности повторяются 3—4 раза, более спокойные повторяются 4—6 раз. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших группах до 15 мин в старших группах.
6 — Окончание игры и подведение итогов.

В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. В старших группах подводятся итоги игры. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов.К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков.
Особенности методики проведения игр в смешанной группе.

В этой группе игры могут проводиться как одновременно со всеми, так и отдельно с младшими и старшими детьми. Если игра проводится совместно, то она подбирается по силам тех и других детей. Главную роль выполняют старшие дети. Во время подвижной игры воспитатель регулирует физическую нагрузку, уменьшая ее для детей младшего возраста. Более сложные игры со старшими детьми проводятся отдельно во время прогулок.

Игра является основным видом деятельности детей.

В силу этого ей присущи черты, характерные для всякой деятельности:

  • Цель
  • Мотив
  • Средство реализации
  • Планомерные действия
  • Результат

В процесс игры, как и в другие виды деятельности, вовлекается вся личность ребенка: его психические, познавательные процессы, воля, чувства и эмоции, потребности и интересы; в игре ребенок активно действует, говорит, использует свои знания.

Виды игр.

Игры детей отличаются большим разнообразием. Условно игры разделены на две большие группы: творческие игры и игры с правилами. Различают также игры-развлечения, игры-забавы.

Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая в них свои впечатления, свое понимание окружающего и отношение к нему.

Игры с правилами создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми.Среди игр с готовыми правилами большую группу составляют народные игры.

В свою очередь, обе группы игр имеют свои разновидности.

Творческие игры.

Группу творческих игр составляют:

  • Сюжетно-ролевые
  • Строительно-конструктивные
  • Игры-драматизации
  • Игры с правилами.
  • Группу игр с готовым содержанием и правилами составляют:
  • Дидактические
  • Подвижные
  • Музыкальные
  • Ступени в развитии объединений детей в игре.
  • Первая ступень связана с формированием игр «рядом». Она характерна для игр детей раннего и младшего дошкольного возраста. В таких играх дети проявляют интерес к игре сверстника, удовлетворение по поводу игры вместе, хотя фактически еще не объединяются. Дети играют под непосредственным воздействием взрослого, который организует их индивидуальное поведение в игре. В этот период дошкольники должны научиться самостоятельно, длительно и сосредоточенно играть с той или иной игрушкой, дружелюбно относиться к играющим рядом.
  • На второй ступени возникают первые игровые объединения детей.Существование таких игровых групп кратковременно. Задача воспитателя на данной ступени состоит в том, чтобы формировать у детей разнообразные устойчивые игровые интересы.
  • На третьей ступени играющие группы детей объединяются на основе дружбы и симпатии друг к другу.На этой ступени в руководстве играми важно обеспечить нравственную основу объединения, формировать отношения содружества и взаимопомощи.
  • Уважаемые педагоги, ребенок играет не ради приобретения или закрепления знаний — к игре его по­буждают другие мотивы: желание действовать как взрослые, стремление к общению, к активным действиям, привлекательность игровой задачи, соревнование и т. д.
  • Заканчивая свое выступление, я хотела бы обратить ваше внимание на то, что народные игры Поволжья помогает в работе не только воспитателям. Логопеды могут использовать народные игры в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи.
  • Народные игры нужны и музыкальным руководителям, т.к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.
  • А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей.
467
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!