РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Использование ИКТ стало неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса. Мир современных детей – это компьютерные технологии (компьютерные игры, игровые приставки, электронные игрушки и др.) Дети воспринимают информацию посредством интернета и телевидения, где не всегда получают полезную информацию. Поэтому одним из средств повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника является работа по созданию понятных и близких ребёнку электронных дидактических пособий. В основу интерактивных пособий положена игра. Компьютер не изолирует детей от педагогического процесса, а дополняет его. Именно интерактивное пособие позволяет автоматизировать все основные этапы – изложение нового материала, закрепление пройденного, контроль знаний. Применение интерактивных пособий в образовательном процессе является мощным обогащающим элементом развивающей предметной среды. Кроме того, занимаясь с интерактивными играми самостоятельно, ребенок может сам контролировать темп и количество выполняемых заданий, что отвечает принципу индивидуализации, в соответствие ФГОС ДО. Цель интерактивных игр — развитие познавательной активности детей. Задачи: • развитие логики, воображения, образного мышления; • знакомство детей с возможностями компьютерных технологий; • овладение навыками работы с компьютером; • развитие раскрепощенной личности ребенка. Важно соблюдать принципы использования интерактивных, компьютерных игр: • индивидуальный подход; • высокое качество педагогического процесса; • профессионализм и ответственность педагогов; • сохранение здоровья ребенка; • временной регламент согласно рекомендациям СанПиН. Образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Считаем, что наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду — это проведение занятий с использованием мультимедийных презентаций: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Одним из самых популярных программных средств является программа PowerPoint. Перед воспитателем детского сада, освоившим графический редактор PowerPoint, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы: • преобразование предметно-развивающей среды; • расширение возможности познания окружающего мира; • использование новой наглядности; • создание интерактивных игр с использованием триггеров, макросов. Ребёнок – это активный участник процесса, способный изменить и трансформировать предложенный для изучения материал. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий, позволят детям почувствовать свою успешность, а благодаря смене изображений возникновению и исчезновению картинок, внимание детей удерживается дольше, а это в свою очередь влияет на положительную динамику в развитии детей. Отличительной чертой интерактивных игр является то, что они могут использоваться во всех образовательных областях. Мультимедийные дидактические игры делают образовательный процесс живым и ненавязчивым, повышается мотивация детей к обучению. С помощью интерактивных игр с детьми можно закрепить абсолютно любую пройденную тему. Многофункциональность интерактивных игры заключается так же в том, что её можно использовать не только на занятии, а также в свободное от занятий время. Проигрывать игру можно как индивидуально, так и со всей группой. Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками — создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт. Роль воспитателя в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана занятия Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме: Подбор педагогом игр для группы детей (возможно проведение подготовительного занятия). Дошкольников знакомят с целью, которую надо достичь, она должна быть четко и доступно сформулирована воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься. Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции. В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом и если какие-то моменты вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников. По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте — на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат). Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации. Не следует путать интерактивную игру с ролевой и деловой игрой. Ролевая игра направлена на разыгрывание ролей и ситуаций, оценку зрителей. В деловой игре формируются определенные деловые навыки и личностные качества. Интерактивные игры учат понимать механизм конструктивного взаимодействия с окружающими, преодолевать психологические барьеры. Таким образом, можно сделать вывод, что применение в образовательном процессе дошкольников интерактивных компьютерных игр наряду с традиционными методами обучения повышается эффективность обучения детей, происходит качественное усиление результата образования, увеличивает скорость передачи информации обучающимся и повышает уровень ее понимания.