Я ребенок, я имею право.
Планирование работы по теме «Я ребенок, Я имею право!»
в старшей группе.
Работа по формированию у дошкольников представлений о своих правах очень важная и актуальная работа. Организуя работу по данному направлению необходимо учитывать возрастные особенности детей. Поэтому, принципиально важно, проводить занятия в доступной для детей игровой форме. На занятиях активно используются дидактические театральные и сюжетно- ролевые игры, художественная и продуктивная деятельность а так же проектная деятельность.
На год планируется рассмотреть 8блоков и провести итоговое развлечение совместно с родителями детей группы. В результате каждого блока формируется стенд по результатам деятельности детей.
1 блок. «Моё имя»Право ребенка на собственное имя- это признание личности ребенка, его индивидуальности, неповторимости.
В этом блоке запланированы беседы: «Я и моё имя», «Как произошли имена и фамилии?»
Дидактические игры: «Назови ласково», «Как растет имя?»
Чтение художественной литературы: Г. Остер «Котенок по имени Гав» М Яснов«Я придумываю фамилии».
Экскурсия «Давай познакомимся»- знакомство с детьми из других групп на прогулке.
Оформление стенда «Кто такой я?»
2 блок «Моя семья»
Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, на любовь и понимание своих родителей. Любовь и поддержка своей семьи способствует уверенности в себе, эмоциональному благополучию, правильной самооценке ребенка.
Беседы: «Моя семья», «В гостях у бабушки», «Сестренки и братишки»
Дидактические игры: «Мамам, папа, я», «Я знаю имена»
Чтение художественной литературы: Д. Грабе «Моя семья», Ш. Перро «Золушка»
Фотовыставка «Это вся моя семья»
Проектная деятельность: «Генеалогическое древо», «Один день из жизни семьи » работа детей и родителей.
Оформление стенда «Я рисую свою семью»
3 блок «Мой дом»
Каждый ребенок имеет право на жилье и его неприкосновенность. Дом- это место где ребенок чувствует себя защищенным.
Беседы «Дом в котором я живу», «Я хозяин».
Дидактические игры: «Назови свой адрес», «У кого какой дом»
Чтение художественной литературы: Сказки «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят» «Зимовье зверей». «Три поросенка»
Театральная деятельность: инсценировка сказки «Заюшкина избушка», «Три поросенка»
Продуктивная деятельность (лепка) «Дом моей мечты»
Оформление стенда «Вот мой дом»
4 блок «Мы разные»
В нашей стране проживают люди разных национальностей, религий, взглядов, разного состояния здоровья. Важно понимать, что мы все разные, но имеем равные права. Воспитание толерантного отношение к окружающим, важный аспект в реализации правового воспитания.
Беседы: «Моя страна, республика, город», «Кто живет в России», «Протяни руку помощи», «Какой я, какие другие»
Дидактические игры: «Угадай, кто позвал», «Чей это наряд?», «Назови по имени».
Сюжетно – ролевые игры: «Встречаем гостей»
Акция «Протяни руку помощи»- сбор вещей.канц. товаров для детского дома.
Чтение художественной литературы: С Маршак « О девочках и мальчиках», В.Катаев «Цветик — семицветик».
Оформление стенда «Все мы разные, все мы равные»
5 блок «Кем быть?»
Каждый ребенок рождается с потребностью в познании иимеет право на образование. Дети очень любопытны и это любопытство постепенно переходит в любознательность. Происходит всестороннее развитее ребенка, выявляется его профессиональная направленность.
Беседы: «Детский сад», «Школа» «Зачем мы учимся?», « Профессии»
Проектная деятельность: «Кто мои папа и мама?». Работа детей и родителей.
Дидактические игры: «Угадай профессию», «Чего не хватает?»
Чтение художественной литературы: В Маяковский «Кем быть?», С Михалков «Дело было вечером»
Сюжетно – ролевые игры на изучение различных профессий.
Оформление стенда «Кем я хочу быть?»
6 блок «Я здоров»
Право на медицинское обслуживание.
Беседы: «Я уколов не боюсь», «Если хочешь быть здоров — закаляйся».
Подвижные игры: «Веселые старты», придвижные игры с мячом.и д.р
Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит»
Сюжетно – ролевые игры. «Больница»
Экскурсия в медицинский кабинет, беседа с врачем «Чистота, залог здоровья»
Оформление стенда « Я здоров».
7 блок «Право на отдых»
Большую роль играет представление детей о отдыхе. Необходимо разъяснить детям важность активного отдыха и здорового образа жизни. Научить заполнять свое свободное время интересными и нужными делами.
Беседы: «Я люблю свои игрушки», «Делу время, а потехи час»
Проектная деятельность: «Как мы отдыхаем: один день из жизни семьи» -работа родителей и детей.
Дидактические и настольные игры: «Найди друзей», «Шашки», «Домино», «Лотто».
Чтение художественной литературы: Е.Шварц «Сказка о потерянном времени», чтение и обсуждение пословиц и поговорок.
Оформление стенда «Моя любимая игрушка»
8 блок « Моя тайна»
Ребенок имеет право на личную жизнь, право на свою тайны. Необходимо сформировать у ребенка понятие того, что нельзя нарушать право на свой секрет других людей их право на тайную переписку, телефонные переговоры, личные данные. Учить детей хранить чужие секреты.
Беседы: «Большой, большой секрет», «У меня зазвонил телефон…», «Письмо».
Чтение художественной литературы: В.В. Голявкин «Секрет», В.Драгунский «Всё о Дениске и его секретах».
Дидактические игры: «Правильное решение», «Добрый бегемот».
Оформление стенда «Секретики»
Итоговое занятие – развлечение для детей и родителей « Я имею право».
Цель: Способствовать развитию правильного мировоззрения и нравственных представлений.
Мероприятие проходит в форме соревнования, участники делятся на 2 команды, готовят название и девиз команды. Выполняя задания команды получают фишки.
Работа в дошкольном учреждении по ознакомлению детей со своими правами и обязанностями это важная ступень развития у детей доброжелательного отношения к своим близким и родным, уверенности в себе. Ребенок знакомится с такими понятиями как честь, достоинство, уважение к личности других.