«Использование нетрадиционных техник рисования в условиях социально-реабилитационного центра»
В современном обществе особенно остро встала проблема социальной адаптации детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении.
Характерными причинами сложной ситуации явилось: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров, спад культурно-досуговой деятельности.
Дети, поступающие в социально-реабилитационные центры, очень часто не умеют видеть и понимать красоту окружающего мира, у них слабо развита трудовая и творческая активность, многие не могут выразить свои мысли и эмоции. Они чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Одним из эффективных средств реабилитационной работы является развитие творческой личности через изобразительное искусство, которое располагает многообразием материалов и техник. Интересным направлением изобразительного искусства являются нетрадиционные техники рисования.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, была разработана программа дополнительного образования «Радуга красок».
Целью программы является создать необходимые и благоприятные условия – комфортную эмоциональную среду для творческого развития ребенка, его самореализации через изобразительное творчество. Были поставлены задачи:
Образовательная:
Обогащать, расширять и систематизировать знания, умения и навыки в изобразительной деятельности.
Развивающая:
Развитие творческих способностей, мелкой моторики рук (речи), глазомера, координации движений.
Развивать воображение, память, фантазию, образное и пространственное мышление.
Воспитательная:
Воспитывать аккуратность и усидчивость, осознанное и бережное отношение к результатам своего труда.
Так что же такое нетрадиционное рисование?
Это искусство, которое не основывается на традициях, не придерживается их, а отличается не избитостью, оригинальностью.
Рисование в нетрадиционном стиле увлекает, завораживает, восхищает детей. Ведь здесь используются необычные материалы, а самое главное, нет места слову «нельзя». Можно изображать что хочешь, как хочешь и чем хочешь. Более того, не возбраняется самому придумать новую технику изображения образа.
Существует более 30 известных нетрадиционных техник рисования, самые популярные из них это
рисование пальчиками;
в своих силах;
развивает пространственное мышление;
учит свободно выражать свой замысел;
побуждает к творческим поискам и решениям;
учит работать с разнообразным материалом;
развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности; рисование ладошкой;
оттиск пробкой;
отпечатки листьев;
тычок жесткой полусухой кистью;
оттиск поролоном;
восковые мелки + акварель;
свеча + акварель;
монотопия предметная и другие.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования оттиск поролоном;
восковые мелки + акварель;
свеча + акварель;
монотопия предметная и другие.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
развивает уверенность
развивает мелкую моторику рук;
развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Для формирования творческих способностей у детей применяются следующие практические методы: показ, упражнение, объяснение, беседа, рассматривание иллюстраций. Для того, чтобы заинтересовать детей, настроить их на предстоящую деятельность используются стихи, загадки, различные сюрпризные моменты. Для создания эмоционального фона включаются музыкальные произведения. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности помогают заинтересовать ребят, настроить их на творческую деятельность.
Значение занятий изобразительной деятельностью заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно эстетическое воспитание детей, развитие коммуникативных навыков, вырабатываются умения:
договариваться о совместной работе и ее содержании;
работать вместе, уступать друг другу, помогать и подсказывать;
планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию и дополнения;
радоваться собственным успехам и успехам других при создании работы.
Использование нетрадиционных техник необходимо начинать по принципу «от простого к сложному», остановимся на некоторых из них.Рисование пальчиками — это самый простой способ получения изображения. В младшем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Мы стараемся показать много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы отпечатки, сравнить отпечатки от разных пальчиков, проводить пальчиком линию.
Техника «Оттиск листа; оттиск пробкой»-рисуя этим способом, дети не боятся ошибиться, так как легко можно все исправить и из ошибки придумать что-то новое. Ребенок обретает уверенность в себе и преодолевает боязнь чистого листа, начинает чувствовать себя художником.
«Рисование крупами» — рисование крупой очень интересное и позновательное занятие и очень доступное в приобретении. Это занятие чистое, крупа доступна и она готова к применению. Поверхность рисунка получается рельефной. Дети с интересом начинают занятие.
На основе проделанной работы, можно сделать вывод, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия.
Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средство для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче
Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа, начали чувствовать себя художниками.
Я считаю, что по итогам деятельности программы дополнительного образования «Радуга красок» творческие способности детей следует целенаправленно и последовательно развивать и в дальнейшем. Поэтому я продолжу свою работу с детьми в кружке по рисованию, с использованием различных нетрадиционных техник рисования.