Сказкотерапия как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Духовно-нравственное воспитание – педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности. Нравственное воспитание заключается в развитии таких качеств у детей дошкольного возраста как: уважение к старшим, правдивость, гуманность, приверженность труду, порядочность, справедливое отношение, чувство долга, дружеские отношения со сверстниками, умение отзываться на горе и радость других людей, воспитание начал ответственности.
Использование сказкотерапии, как одного из самых мощных средств, помогает в нравственном воспитании дошкольников. Это – прекрасный метод передачи опыта, знаний, умений и навыков детям. А ещё нужная и вовремя рассказанная сказка влияет на сознание и подсознание ребенка
Ребенок и сказка всегда идут вместе. Сказки дают ребенку свободу мечтать и фантазировать, раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами взрослого мира.
Мир взрослых предсказуем, систематизирован и определен, а мир детей, наоборот, не имеет четких границ. Ребенок познает мир и развивается как личность благодаря сказке. Для воспитания и развития личности детей, сказки хороши тем, что в них отсутствуют прямые нравоучения и назидания. События сказочной истории естественны, вытекают одно из другого, ребенок осваивает причинно-следственные связи, существующие в мире, учится сочувствовать и сопереживать. Сказка оказывает влияние на эмоционально-личностное развитие ребенка. В ней затрагивается отношение человека к самому себе, окружающему миру, другим людям. Ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений через образы сказок. В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: борьба добра со злом, любовь, отделение от родителей, жизненный выбор, взаимопомощь. [1, c.7]
У маленького ребенка очень развит механизм идентификации. Процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образов как своих позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Проигрывание сказок расширяет диапазон адаптивных черт личности, позволяет смягчить поведенческий негативизм, способствует развитию образного мышления, а также умению действовать в критических ситуациях.
В сказкотерапии используют в основном четыре типа сказок:
— дидактическая
— психологическая
— психокоррекционная
— психотерапевтическая
Дидактические сказки помогают ребенку усвоить новые знания, умения, действия.
Психологическая сказка концентрируется на психологической стороне знаний, умений и действий. Психологическая сказка отвечает на вопросы – зачем помогать друзьям, заботиться о близких людях, узнавать новое и способствует личностному развитию ребенка.
Психокоррекционная сказка сочиняется для того, чтобы оказать влияние на установки и поведение ребенка.
Психотерапевтическая сказка – жемчужина сказкотерапии. Психотерапевтическая сказка обладает максимальной силой воздействия, должна быть глубокой, мудрой. В ней затрагивается отношение человека к самому себе, другим людям, окружающему миру. [2, c.45]
Структура занятий:
- 1.Приветствие. Создание атмосферы группового доверия и принятия.
- 2.Разминка. Настройка на продуктивную групповую деятельность активизирует детей и снимает чрезмерное эмоциональное напряжение. Проигрывается ритуал «входа» в занятие.
- 3.Основная часть. Развитие психических процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы.
- 4.Заключение. Подведение итогов занятия, закрепление в беседе нового опыта. [1, c.9]
Главная цель сказкотерапии – это развитие личности и забота о душе. Ребенок встречается в сказочном рассказе с лучшей версией самого себя, учится у героя совершать добрые поступки, быть счастливым и справедливым. Посредством сказкотерапии можно работать с проблемами агрессии, неуверенности в себе, принятием своих чувств, тревожности и страхов, застенчивости и стыдливости. [3, c.4]
«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.
Специфика использования сказкотерапии в процессе нравственного воспитания детей дошкольного возраста определяется особым статусом и
психотерапевтическим потенциалом сказки, которая воздействует на глубинные, личностные слои психики дошкольника, на его жизненные ценности, эмоционально-ценностный мир, а значит, на коррекцию неадекватного отношения к себе, к миру, к людям, к своему месту в мире.
Список использованной литературы:
1.Свистунова Е.В. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия. – М.: Редкая птица, 2019. – 176 с.
2. Строгова Н.А. Сказкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 88 с.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. – СПб.: ООО Речь, 2006. – 128 с.