«Предшкольная подготовка детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования в ДОО».
«Предшкольная подготовка детей дошкольного возраста в ДОО».
МДОУ «Детский сад №65
комбинированного вида»
воспитатель
Овчинникова И.В.
Дошкольное образование — это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития. Важность знаний заключается не в их накоплении, а в возможности решать с их помощью жизненные задачи.
Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получать право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.
К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и общественных знаний. Иначе, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому обучению.
В целом школьная готовность – это важный фактор для того, чтобы предсказать успешность обучения ребенка в школе. Под ней имеется в виду не достижение биологического возраста для отправления в школу, а социальные способности и способность к саморегуляции, которые только укрепляют успешность обучения в целом.
Наша основная задача – формирование компетенций дошкольников, которые необходимы для успешной самореализации ребенка в начальной школе, предотвращение стрессов, комплексов, которые могут нивелировать желание учиться на все последующие годы.
Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально – волевые и познавательные психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
При подготовке детей к школе наиболее значимым является:
-сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей, готовящихся к обучению в школе;
-обеспечение преемственности дошкольного и начального обучения;
-формирование положительной мотивации к учебной деятельности и развитие учебно-важных качеств;
-исключение дублирования школьных программ;
-индивидуализация и дифференсация содержания методов обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.
Основные моменты предшкольной подготовки:
Старший дошкольный возраст – сензитивный период для умственного развития и социализации ребенка, а также успешной подготовки его к обучению в школе;В этом возрасте совершенствуются все психические процессы, на основе природной любознательности пробуждаются познавательный интерес, жажда знаний; развиваются мотивационная и социальная сферы;Данные особенности старшего дошкольника позволяют активно готовить его к учебной деятельности;Важно развивать у ребенка внимательность, творческое воображение, познавательную активность, коммуникативные навыки (что особенно актуально для «домашних» детей), способность рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки;Все приобретенные знания, навыки в дальнейшем помогут ребенку овладеть новыми знаниями и умениями;Формирование новых навыков ребенка должнопроисходить в игре.
При организации предшкольной подготовки нами соблюдаются общие принципы работы с дошкольниками:
адекватность требований возможностям ребёнка,
учёт индивидуальных особенностей развития,
постепенное формирование всех направлений развития,
создание ситуации успеха, эмоционально благополучного общения с ребёнком.
Реализация задач предшкольного образования осуществляться в нашем ДОУ в следующих формах:
Форма 1. Группы полнодневного пребывания детей в ДОО.
Данная форма организации предшкольного образования предназначена для подготовки к школе детей 5-7 лет.
Форма 2. Коррекционные группы в ДОО.
Данная форма организации предшкольного образования предназначена для подготовки к школе детей 5-7 лет, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Форма 3. Консультативный центр для родителей с привлечением квалифицированных специалистов… Данная форма организации предшкольного образования предназначена для оказания помощи родителям (законным представителям) в подготовке детей 5-7 лет к школе.
Форма 4. Кружки дополнительного образования.
Дополнительное образование дошкольников — это создание условий для более интенсивного индивидуального развития личности дошкольника, важнейшая составляющая образовательного пространства дошкольной организации. Дополнительное образование социально востребовано, как образование, органично сочетающее в себе воспитание, образование и развитие личности ребёнка дошкольного возраста. Из достоинств дополнительного образования можно выделить следующие:
üПостоянное обновление его содержания;
üРазнообразие форм и методов работы с детьми;
üТворческая, авторская позиция педагога (повышение его роли в деятельности ДОО).
üРазнообразие спектра предоставляемых услуг (художественно -эстетическое, физическое, социально-коммуникативное, познавательное, и т.д).
Работа ведется по следующим направлениям:
- Физическое развитие.
- Математическое развитие.
- Развитие речи.
- Обучение грамоте.
- Обучение английскому языку.
Отметим, что дети более младшего возраста, посещающие наш ДОО тоже включены в этот процесс в соответствии, со своими возрастными особенностями. Разнообразные виды деятельности, на которые мы делаем акцент в нашей работе, являются предпосылками для успешной подготовки детей к школе.
Дополнительные занятия проводятся во второй половине дня, не занимая время, отведенное на прогулку и дневной сон.
Программы по каждому из отдельных направлений предполагают решение своих специфических задач, но именно интеграция их в единый учебно — воспитательный комплекс и является важным условием продуктивного решения образовательных задач ДОО в целом, реализации ее комплексного формата. В ходе работы педагоги используют знания и умения, полученные детьми на разных занятиях, то есть содержание одних занятий служит как бы подготовкой или продолжением других так, что они взаимно дополняют, обогащают друг друга.
Это позволяет:
— во-первых, дать возможность ребенку воспринять мир в его целостности, многообразии, богатстве красок, звуков, движений, уберегая его восприятие от расчлененности на изучаемые предметы,
— во-вторых, обогатить недостаточный еще в данном возрасте эмоционально — нравственный и познавательный опыт детей, что, в конечном итоге, позволит определить склонности и дарования каждого.
В качестве ведущей деятельности ребёнка рассматривается игра и продуктивная деятельность. Именно игра выступает в качестве инструмента, с помощью которого простейшее желание участвовать в игровых действиях, ведущее для этого возраста, перерастает в серьезную творческую деятельность, где приобретается жизненный опыт, придает детям уверенность в себе, развивает самостоятельность, стимулирует потребность роста интереса. И именно система дополнительного образования с ее вариативностью форм и методов занятий может обеспечить такую возможность.
Важным аспектом является работа педагогов в тесном контакте с родителями. Используя формы совместного творчества родителей и детей, где они на этот момент как бы меняются ролями, и где наглядно демонстрируется, как видят взрослые, как видят дети, те и другие получают особый заряд, способствующий духовному объединению их в сотворчестве, чего нередко не хватает в современной семье. Часто практикуются культурно — массовые мероприятия в форме семейного праздника с чтением стихов, демонстрацией выставок изобразительного, прикладного творчества детей, песнями, танцами, хороводами детей вместе с родителями, рождением и развитием взаимопонимания, взаимоподдержки, взаимоуважения.
Критериями результативности можно считать следующее:
— положительная динамика развития воспитанников в период занятий в студии;
— стабильно высокая востребованность студий;
— успешность выпускников студий в усвоении общеобразовательных программ ОУ;
— стабильно высокий уровень мотивации выпускников студий на творческую деятельность;
— традиционно высокий уровень творческих успехов и опережение в творческом развитии сверстников, не прошедших программу студий.
Таким образом, профессионально грамотно организованная образовательная деятельность с дошкольниками в формате дополнительного образования детей может и должна стать органичным звеном и гарантией успешности в системе подготовки детей к новой и достаточно непростой школьной жизни на этапе перехода от дошкольного образования к школьному.