Мастер-класс «Пальчиковая гимнастика, как игровая форма организации образовательного процесса»

Дошкольное образование

Тема :«Пальчиковая гимнастика, как игровая форма организации образовательного процесса»

                                                                                    «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

                                                                                                                                  В. А. Сухомлинский

Цель мастер-класса:

Повышение профессиональной компетентности воспитателей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики;

2. Обучить участников мастер-класса этапам разучивания пальчиковых игр, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного;

3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

Оборудование:

1. Прищепки;

2. Пуговицы;

3. Цветные карандаши;

4. Массажные мячи.

Ход мастер класса:

Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами являемся участниками мастер-класса на тему: «Пальчиковая гимнастика как игровая форма организации образовательного процесса».

Девиз нашего мастер-класса:

Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, дай мне сделать это, и это станет моим навсегда».

Прежде чем начать наш мастер-класс, хочу попросить взять лист бумаги со стола обеими руками, мы с вами сейчас будем мять бумагу, следуя моим инструкциям.

Читается стихотворение:

Раз, два, три, четыре, пять

Мы бумажку будем мять!

Мы бумажку будем мять!

Свои ручки развивать!

(Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок) .

В ручку правую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

Левой ручке отдаём.

(Берём в левую руку и мнём только левой рукой) .

В ручку левую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

И на стол быстрей кладём.

(Убираем смятую бумагу на край стола или парты)

На бумажку посмотри,

На что похоже говори!

(воспитатели отвечают на что похожа их смятая бумажка)

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхнём,

Заниматься мы начнём!

Вопросы педагогам:

Для чего мы делали это упражнение?

Какие были ощущения, что вы чувствовали при выполнении упражнения?

Теоретическая часть

Пальчиковая гимнастика – это, как правило, инсценировка детских стихов. Однако пальчиковые игры — это, прежде всего весёлые занятия, а уж потом развитие и обучение. Пальчиковые игры незаменимы: есть много шансов, что малыши научатся связно говорить, а затем читать и писать раньше сверстников, будут чувствовать себя уверенно, соответственно станут успешнее. Проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Они хорошо развивают произвольное внимание, координацию и мелкую моторику, которая стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезны всем детям без исключения, особенно тем, у кого речевые проблемы.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

— помогает развивать речь;

— развивает эмоциональную выразительность;

— повышает работоспособность головного мозга;

— развивает внимание, память, воображение;

— способствует развитию пространственного мышления;

— снимает тревожность.

Выбрала я именно эту технологию, потому что в данный момент я работаю с детьми младшегоо возраста, а использование пальчиковой гимнастики играет большую роль в период адаптации детей к условиям ДОУ.

«Утренняя разминка». Во время утренней гимнастики, перед комплексом физических упражнений, мы использовали разминку для пальчиков.

Пальчиковая игра «Пальчики проснулись» -

Пальчики проснулись, — медленно раскрывают пальчики из кулачков

Сладко потянулись. – сильно растопыривают пальчики

Солнцу помахали — машут кистями рук

И большими стали! — вытягивают руки вверх

За зарядку принимались, — сжимают и разжимают пальчики в кулачки

Разминались, разминались!

Существуют следующие виды пальчиковых игр:

-Пальчиковые игры с предметами;

-Активные игры со стихотворным сопровождением;

-Игры- манипуляции;

-Пальчиковые игры на основе сказок;

-Пальчиковые игры с элементами само массажа;

Пальчиковые игры с предметами развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. В качестве предметов можно использовать массажные мячи, карандаши, прищепки. Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с карандашом.

Карандаш в руках держу

Поиграть я с ним хочу.

Карандаш в ладони взяли

И немного пошуршали

Карандашик я возьму-

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Активные игры со стихотворным сопровождением

Дети очень любят именно этот вид игр — он побуждает детей к творчеству, в стихотворной форме игра запоминается быстрее. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так и на прогулке. В одну такую игру мы сейчас с вами поиграем:

«Апельсин»

Мы делили апельсин (кулачок — «апельсин» перед собой)

Много нас (левая рука растопырена — это «мы»)

А он один (взгляд переводим на кулачок)

Эта долька для котят (отгибаем один пальчик)

Эта долька для утят (отгибаем другой пальчик)

Эта долька для ужа (отгибаем третий пальчик)

Эта долька для чижа (отгибаем четвертый пальчик)

Эта долька для бобра (отгибаем пятый пальчик)

А для волка кожура (встряхиваем кистью с расслабленными пальцами, словно кожурой)

Разозлился волк — беда

Разбегайтесь кто куда (руки прячем за спину

Игры манипуляции

Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. («Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» – указательным пальцем осуществляют круговые движения, «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – бабушка» и т. п.)

«Этот пальчик – бабушка»

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Это пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Загибаем и разгибаем пальчики попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами.

Игры на основе сказок

Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр в виде маленьких вязаных колпачков, что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки, также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми.

Игры на основе самомассажа

Также при развитии мелкой моторики очень эффективны пальчиковые игры с элементами самомассажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру.

Материал, рекомендуемый для самомассажа: мячики, карандаши, горох, шишки и любая крупа.

Ёжик.

Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик)
И потрем его слегка, (в одной руке держим мячик, другой проводим по нему)
Разглядим его иголки, (меняем руку, делаем то же самое)
Помассируем бока. (катаем между ладошек)
«Ежик» я в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)
Поиграть я с ним хочу.
Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)
Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)

Учитывая тот факт, что активные движения тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и использовать их в работе с детьми. Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.

Большое спасибо, что вы приняли активное участие. Надеюсь, что вы узнали много нового, интересного и обязательно примените полученные знания в своей работе. Моё выступление я хочу закончить небольшим стихотворением.

Две руки

Нам две руки природою даны,
И обе драгоценны и нужны.
Одна дары от жизни принимает,
Другая их с поклоном возвращает.
В наших руках богатство остается,
Оно любовью к ближнему зовется

Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе. Желаю всем творческих успехов.

Литература:

Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.

Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.

Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. М.,2008.

Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999.

141
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!