Педагогический потенциал пескографии в поликультурном воспитании старших дошкольников.

Авторы: Е.А. Бояркина, А.В. Жирнова, Ю.В. Музыка

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕСКОГРАФИИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

В то время, как развиваются наука, информационные технологии, народная культура начинает терять свою эмоциональность, самобытность. Многие люди совсем забыли о своих национальных ценностях. Родители наших современных детей постоянно заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, на компьютерных играх. Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества родного края.

Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает ребенок, с приоритетом для него культуры его национальности. Как известно, наша Республика Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва и люди других национальностей. Соответственно и наш детский сад посещают дети разных национальностей. Знакомясь с региональной культурой, каждый дошкольник, находящийся в коллективе, усваивает этнические нормы и правила, которые предписывают дружелюбие, уважение, позитивное отношение к детям и взрослым других национальностей.

Поэтому для решения современных образовательных и воспитательных задач поликультурного воспитания дошкольников, важно подобрать такие технологии, которые позволят проявить инициативу, самостоятельность, гражданскую и познавательную активность у старших дошкольников.

В работе по ознакомлению детей с национальной культурой нашего региона, очень важны занятия по изобразительной деятельности, так как в рисунке дети выражают свои впечатления от восприятия окружающей действительности. Воспитательная ценность этих занятий несомненна, так как гласит народная мудрость: « Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю».

В рамках поликультурного воспитания, анализируя нашу педагогическую практику в ДОУ, мы с коллегами остановили свой выбор на применении в работе с детьми технологии рисования песком (пескография).

Пескография – это приём целенаправленного применения техники рисования песком в воспитательно-образовательном процессе.

Одно из многих преимуществ рисования песком — это доступность материала, не требующая больших финансовых вложений.

Рисование песком как изобразительная деятельность имеет огромный педагогический потенциал, который используется для обучения и воспитания и развития творческих способностей детей дошкольного возраста, и имеет положительную составляющую коррекционно-развивающего процесса.

Давайте рассмотрим, как же поликультурное воспитание старших дошкольников происходит посредством технологии «рисования песком» на примере ознакомления детей с традиционной русской народной одеждой.

Традиционный русский костюм – важная часть традиционной культуры. У русской национальной одежды многовековая история. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления.

Все начинается с предметно–развивающей среды.

Для работы создана необходимая среда: демонстрационный стол (можно использовать для работы парами или с педагогом), индивидуальные световые столы — планшеты, кварцевый песок фракции 0,1-0,4, кисти разного диаметра, деревянные палочки, наборы для рисования (грабли с разным рифлением)

Использование песка в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ: возможность менять творческий замысел по ходу создания рисунка, в процессе деятельности можно изменить рисунок.

В группе компенсирующей направленности, с детьми перед занятиями по пескографии проводится предварительная работа: чтение русских народных сказок, прослушивание народных песен наших предков, пословиц, поговорок, хороводов и т. д.

Каждое занятие состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.

В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.

Вводная часть предусматривает использование художественного слова, чтение художественной литературы, проведение народных игр для привлечения внимания детей, беседы по теме «Одежда наших предков» и рассказ о том, какую одежду носили в старину (название, виды одежды, ткани из которых она состоит, чем украшали и т.д.) Далее педагог совместно с детьми планирует, что они будут рисовать.

Основная часть – непосредственно работа с песком по теме украшения народного костюма. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Сначала мы учимся рисовать на песке элементы узоров костюмов: геометрические узоры, стилизованные изображения птиц, животных, цветов и т.д. Потом дети украшают женскую одежду: сарафан, передник, платок, праздничный кокошник и т.д., также на занятиях мы с детьми рисуем и украшаем мужскую национальную одежду, такую как рубаха, кушак, портки.

Заключительная часть – предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей, раскрытие творческого замысла.

Аналогично ведется работа по ознакомлению детей с народной одеждой мордовского и татарского народов.

В конце года из лучших песочных работ детей оформляются фотовыставки, посвященные народам, проживающим в Республике Мордовия.

Знакомя детей с предметами народного быта, рисуя национальные узоры на песке, читая народные сказки, мы каждый раз по кирпичику закладываем фундамент гармоничного отношения к себе и людям других национальностей, помогаем решать одну из важных задач — научить детей жить вместе в мире и согласии.

Литература

1.Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия»

2.Зейц А.М. «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница», «Москва. Инт», 2010.

3.Князева О.Л, Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: учебно – методическое пособие. – СПб.: Детство–Пресс,2004 г.

4.Шакирова Е.В. «Рисуем на песке» С-П, Детство-Пресс, 2017г.

77
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!