«Работа над правильным употреблением предлогов в речевой практики детей с ОНР»
Предлог – служебная часть речи,
которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении. Предлоги бывают простые и составные, производные и непроизводные.
Ограниченность речевого общения, отставание в развитии познавательной деятельности не позволяют детям самостоятельно овладеть предложными конструкциями. Необходимо помочь детям усвоить правила изменения и соединения слов, научить точно передавать смысловое намерение с помощью языковых средств.
Прежде всего, важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога (так называемого «маленького слова»), только при этом условии он сможет верно употребить их в своей речи.
Последовательность усвоения предлогов следующая:
Сначала отрабатываются предлоги В, НА, ПОД
с ярко выраженным конкретным значением,
а позднее – предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД и др.
Основная форма работы – логопедические занятия (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные). Также на занятиях по конструированию, лепке, аппликации, рисованию осуществляется комплекс мероприятий на развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций.
Работая над предлогами, соблюдаются следующие этапы:
Уточняется понимание детьми пространственного расположения предметов, выраженного данными предлогами.
Постепенно задания усложняются: в ряду «маленьких слов» надо выделить, например, слова ПОД или НА. Услышав их, например, в ряду: на, из, под, на, около, между, над, на, ребенок должен хлопнуть в ладоши.
Затем детям предлагается задание на понимание обобщенного значения предлогов НА, ПОД: Книга лежит на столе. А где ещё может лежать книга? (на окне, на полке и т.д.) Мяч упал под стол. Куда он ещё может закатиться? (под шкаф, под кровать, под скамейку и т.д.)
Упражнения на закрепления правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций, составление предложений по демонстрации или по аналогии.
В ходе коррекционной работы приходится сталкиваться с тем, что дети испытывают определенные затруднения при выполнении речевых упражнений. Преодолеть эти трудности и придать привлекательность занятиям помогают речевые игры. В игре дети не только легче овладевают навыками мыслительной деятельности, но и учатся оценивать свои ответы и решения, а также ответы и решения других. Логопедическая коррекция становится более эффективной при использовании дидактических игр с привлечением различного наглядного материала: бытовых предметов, игрушек, картинок и специально изготовленных пособий. При опоре на зрительный образ дети быстрее усваивают названия предметов, их признаков и действий с ними.
Хочу представить вашему вниманию пособие «Изучаем предлоги с котиками». Оно направлено на развитие понимания речи, формирование предложных конструкций и умений составлять предложение, опираясь на мнемосхему.
Пособие содержит два уровня сложности, где на сюжетной картинке один кот, и более сложный уровень, где на картинке два кота.
При работе над пониманием речи ребенку нужно выбрать сюжетную картинку и сказать, что на ней происходит (Кот подпрыгивает около кактуса, кот запрыгнул на кактус, кот лежит за кактусом и т.д.). А затем уже спросить у ребенка: какой кот сидит на кактусе? И найти нужную картинку…
Аналогично работаем с более сложным уровнем, где на картинке изображены уже два кота.
При работе над формированием предложных конструкций, с ребенком нужно рассмотреть сюжетную картинку, что делает кот и по мнемосхеме определить, где же окошко, в которое нужно поместить эту картинку. (Этот кот сидит на заборе). Здесь мы изучаем еще эмоции (Спокойный кот сидит на заборе). Помещаем карточку в нужное окошко.
При работе над умением составлять описательный рассказ по картине, ребенку необходимо сначала предъявить мнемосхему, рассмотреть ее (Веселый кот прыгает через бочку), а затем предъявить несколько сюжетных картинок и выбрать нужную.
Еще одно пособие – это дидактическая игра «Предлоги». Отрабатываем предлоги В, НА, ПОД, ЗА, У. Данная игра состоит из 5-ти больших кругов, с расположенными на них картинками и кружочков с картинками. Подбираем картинки и прикрепляем их к игровому полю, проговаривая предложения (Елочная игрушка висит на елке; Кастрюля стоит на газовой плите; и т. п.).
Игра-кубик «Предлоги. Куриное семейство». Пособия представляет собой игровое упражнение «Собери по образцу» для отработки предлогов В, НА, ЗА, У. Игра направлена на развитие ориентировки в пространстве, закрепление понимания предлогов и правильного их употребления в самостоятельной речи. При выполнении заданий задействуются слуховой, зрительный, моторный, тактильный анализаторы. Игра подойдет как для подгруппового занятия. Так и для индивидуального. Работать с кубиком можно по схемам и по словесной инструкции взрослого. А можно попросить ребенка самостоятельно расставить фигурки так, как изображено на картинке.
Варианты заданий:
1)Рассмотреть вместе картинки на карточках. Предложить ребенку разместить на макет кубика фигурки (курочки, петушка и цыпленка) в соответствии со схемами.
2)Ведущий задает вопрос, например: «Где стоит цыпленок?» или
3)«Кто находится над курочкой?»
4)Игра «Найди лишнее». Перед ребенком 3 карточки, среди которых только одна будет подходить к расположению фигурок на кубике.
Замечательные игры, которые позволяют детям наглядно продемонстрировать и понять, как правильно выстраивать речь с предлогами. Дети учатся играя, это развивает их фантазию и интерес в изучении языка!