Мастер-класс для педагогов «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»
Дошкольное образование
Мастер-класс для педагогов
«Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме профилактики плоскостопия у дошкольников, освоение и последующее применение участниками мастер-класса стопотерапии в педагогическом процессе детского сада.
Задачи:
1.Обосновать актуальность проблемы нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста.
2.Активизировать познавательные интересы у участников мастер-класса в области валеологии и физиологии детей.
3.Познакомить педагогов с особенностями стопотерапии.
4.Обучить педагогов специальным упражнениям по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, в частности плоскостопия.
5.Вызвать интерес к апробированию на практике стопотерапии как средства профилактики плоскостопия у дошкольников.
6.Формировать у педагогов чувство личной ответственности за здоровье детей.
Планируемые результаты:
активизация познавательной деятельности участников мастер-класса попрофилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у детей, в частности плоскостопия;
практическое применение педагогами стопотерапии как средства профилактики плоскостопия у дошкольников.
Оборудование: мячики, карандаши, мелкие игрушки, прищепки, шишки, листы для рисования, памятки для создания упражнения, газета, музыкальные инструменты, фломастеры, орехи (каштаны), стопы для рефлексии.
Ход мастер-класса:
Здравствуйте, дорогие коллеги! Мы поговорим о здоровье, которое представляет собой великую ценность. Сегодня перед нами стоит, как никогда актуальная проблема, – вырастить сильных, крепких, здоровых детей.
Мой мастер-класс посвящен проблеме заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Какие самые распространенные заболевания опорно-двигательного аппарата детей вам известны? (нарушение осанки и плоскостопие).
Нарушением опорно-двигательного аппарата является плоскостопие, что представляет собой деформацию стопы, характеризующуюся уменьшением или отсутствием внутреннего продольного свода стопы и наклоном пятки внутрь.
Наиболее ответственным периодом является дошкольный возраст от 3 до 6-7 лет. Свод стопы начинает формироваться главным образом в период активной ходьбы и должен быть сформирован к трем годам. Если в этот период, связанный с интенсивным ростом костей, мышц, сухожилий, суставов, создать для ребенка правильные условия, то развитие будет нормальным и плоскостопия с большой долей вероятности не возникнет, либо оно будет легким в коррекции. Но необходимо помнить, что предупредить плоскостопие легче, чем его лечить.
С целью профилактики плоскостопия предлагаем проводить с детьми стопотерапию. Стопотерапия считается одним из нетрадиционных методов сохранения и укрепления здоровья, закаливания, профилактики и коррекции плоскостопия.Омечу интересный факт, что стопотерапия имеет длительную историю своего развития. В древних китайских рукописях есть сведения, что после надавливания, разминания и других приемов массажа определенных областей стопы наступало значительное улучшение или выздоровление.
Стопотерапия представляет собой массаж и гимнастику с использованием специальных тренажеров для стоп – шариковых, игольчатых, специальных ребристых дорожек и ковриков. Это методика воздействия на активные точки стоп и проекционные зоны внутренних органов. Достигается не только общеукрепляющий эффект, но и улучшается функциональное состояние внутренних органов за счет ручного и механического массажа стоп. Кроме того, ходьба по неровным поверхностям способствует формированию сводов стоп, является хорошим средством профилактики и лечения плоскостопия, улучшает координацию движений и равновесие. Упражнения должны постоянно меняться, чтобы поддерживать активность и интерес дошкольников.
Имитационная игра. Казалось бы, какой пустяк – небольшая ложбинка на ступне. Но она выполняет очень важную роль: уменьшает нагрузку на кости и мышцы ног и всего позвоночника, когда мы бегаем, прыгаем, ходим.
— Отчего же стопа может стать плоской?
1. Неправильная обувь.
2. Не укреплены мышцы свода стопы. (Ребенок не делает утреннюю зарядку)
3. Происходит большая нагрузка на мышцы стопы. (Например, детям нельзя прыгать с большой высоты и др.)
Существует множество упражнений для того, чтобы не допустить развития плоскостопия. Сейчас я покажу некоторые из них. (Презентация)
Комплекс упражнений.
И. п.: сидя на полу; ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на ногах, спина прямая.
1. «Здравствуйте – до свидания»
Совершать движение стопами от себя – на себя. (5 – 6 раз)
2. «Поклонились»
Согнуть и разогнуть пальцы ног. (8 – 10 раз)
3. «Пальчики поссорились, помирились»
Развести носки ног в стороны, соединить вместе. (3 – 4 раза)
4. «Пяточки поссорились, помирились»
Развести пятки в стороны, свести вместе. (3 – 4 раза)
5. «Гусеница пошла гулять»
Стопы стоят на полу. Передвигать стопы вперед, поджимая пальцы. (2 – 3 раза)
6. «Кружки»
Ноги вытянуты. Совершать круговые движения стопами внутрь, затем наружу. (5 – 6 раз)
И. п.: сидя на коврике, руки в упоре сзади.
7. «Ежик»
Стопа опирается на мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него. (8 – 10 раз каждой стопой)
8. «Перенеси мяч ногами»
Мячик лежит около ног справа. Захватить его стопами, поднять
и переложить налево со словами: «Перекладываю мяч налево».
Сделать то же упражнение в обратном направлении. (4 – 6 раз)
9. «Покажи ежику солнце»
Мячик зажат между стопами. Не сгибая колени, поднять ноги, удерживать их в таком положении на счет 1 – 3, опустить. (8 – 10 раз)
10. «Растянем ленточку»
Около пальцев ног лежит ленточка. Захватить ее концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны. (3 – 4 раза)
11. «Спрячь ленточку в домик»
Поставив правую стопу на ленточку, по сигналу взрослого пальцами ноги подбирать ленточку под стопу. Повторить другой ногой.
И. п.: сидя на стуле.
12. «Нарисуй фигуру»
Пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выкладывать
фигуры. (Квадрат, треугольник, стрелку, буквы)
И. п.: сидя на коврике.
13. «Султан»
Сесть «по – турецки» (ноги крест – накрест, наружные края стоп
опираются о пол, приговаривая:
Я султан, я султан,
Посмотри на мой кафтан.
И. п.: стоя.
13. Ходьба на носках с разным положением рук (вверх, в стороны, на плечах) 14. Ходьба на пятках, руки в замке на затылке.
15. «Мишка косолапый»
Ходьба на внешней стороне стопы.
16. «Шагаем по канату»
Пройти по ребристой доске босиком, руки в стороны.
И в заключении хотелось бы узнать, насколько вы считаете стопотерапию эффективной, и предложенная задания интересными и необходимыми для профилактики плоскостопия у детей. Для того, что узнать ваше мнение, и посмотреть на общую картину мнений, сделаем «Дорожку здоровья», по которой будут шаги стопы различного цвета:
зеленая стопа означает, что стопотерапия эффективна и вы будете ее применять в своей практике;
желтая стопа – стопотерапия достаточно эффективна, но я еще подумаю применять ли мне ее;
красная стопа – не буду применять стопотерапию, не вижу в этом смысла.
В результате мы получили, что большинство из вас считают стопотерапию достаточно эффективной и необходимой для профилактики плоскостопия у детей.
На этом наш мастер-класс подошел к концу. Благодарю за внимание и активное участие.
Спасибо!