Урок окружающего мира 4 класс
Урок окружающего мира в 4 классе
Тема: «Новое время: встреча Европы и Америки»
Цель: познакомить учащихся с основными чертами Нового времени, которые отличают его от других исторических эпох; познакомить со знаменитыми людьми Нового времени, их открытиями и творениями.
Задачи:
образовательная: овладение знаниями о Новой эпохе, открытиях того времени в области науки, техники и искусства, о людях, внёсших свой вклад в историю;
воспитательная: прививать осознание бережного отношения к культурному наследию всего человечества;
развивающая: развивать интерес к истории, географии, литературе и изобразительному искусству.
Планируемые метапредметные результаты:
регулятивные: — ставить цель деятельности на основе определенной проблемы;
— формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
— выбирать из предложенных ресурсы для достижения цели;
познавательные: — выделять явление из общего ряда других явлений;
— находить в тексте требуемую информацию;
-рефлексировать опыт разработки и реализации учебного исследования на основе предложенной проблемной ситуации;
коммуникативные: — организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
— использовать речевые средства в соответствии для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
личностные: — формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии;
— формирование эстетических потребностей и чувств;
овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Ход урока.
I. Организационный момент.
— Ребята, повернитесь к нашим гостям и поприветствуйте их.
— Теперь посмотрите на меня.
Вы готовы к уроку?
— На вас надеюсь я, друзья!
— Мы хороший дружный класс,
И поэтому, конечно,
Все получится у нас!
— Я уверена, что у нас все получится!
II. Актуализация знаний.
-«На свете нет ничего лучше путешествий», так воскликнул однажды знаменитый французский писатель Жюль Верн.
-Мы продолжаем наше путешествие по страницам истории человечества.
— Сегодня мы с вами откроем новую страницу Всемирной истории. Но сначала давайте вспомним, с какими историческими эпохами мы уже успели познакомиться? (первобытная история, Древний мир, Средние века,)
— Давайте проверим сами себя и друг друга, как мы усвоили знания, полученные на прошлом уроке. Итак, прежде чем отправиться в следующую эпоху, вспомним всё то, что мы уже знаем.
Блицопрос
Сколько лет продолжалась эпоха Средневековья? (1000 лет)
Какие современные города возникли в Средневековье? (Берлин, Копенгаген, Амстердам, Москва)
Какие религии получили распространение в Средние века? (ислам, буддизм, христианство, иудаизм)
Назовите здания для молитв у христиан (церкви и соборы)
У мусульман? (мечети)
У буддистов? (буддистские храмы)
У иудаистов? (Синагога)
Как называли воина на коне, закованного в латы, в шлеме, с мечом и щитом? (рыцарь)
Где жили рыцари? (в замках)
Какое место выбирали для строительства замков? (высокий холм, обрывистый утёс, остров посреди реки).
Чем был окружен замок? (рвом с водой)
Где можно было согреться в таком жилище? (у камина)
Для чего проводились рыцарские турниры? (для развлечения)
Когда было изобретено книгопечатание? (в 1445г)
Кто его изобрёл? (немец Иоганн Гутенберг)
Как назывались металлические буквы? (литеры)
Как работали на печатном станке? (вручную)
Разминка
-У каждого из вас 3 карточки с буквами А, Б, В для выбора ответа
1) Древний мир – это время появления:
А) первых людей
Б) первых цивилизаций
В) первых деревень
2) Египетское государство возникло на берегу реки:
А) Евфрат Б) Ганг В) Нил
3) Средние века – это эпоха:
А) между первобытностью и Древним миром
Б) между Древним миром и Новым временем
В) между первобытностью и Новым временем
4) В средневековых государствах большинство населения жило:
А) в городах Б) в пещерах В) в деревнях
5) Это слово первоначально означало «всадник»:
А) варвар Б) трубадур В) рыцарь
Игра «Верно-неверно»
— На своих партах вы видите листы с пятью утверждениями. Если вы соглашаетесь с утверждением – ставите знак «+», если нет – знак « — ».
— История первобытного мира – самая длинная в истории человечества (+)
— Первобытный мир называют «детством человечества» (+)
— Древний мир – эпоха возрождения первых цивилизаций (+)
— Средние века называют временем рыцарей и замков (+)
— В средние века большинство людей жили в городах (-)
— Обменяйтесь друг с другом и проверьте по проектору ответы.
II.Самоопределение к деятельности
— Наше путешествие по эпохам всемирной истории продолжается. Посмотрите на ленту времени. Какая историческая эпоха сменяет эпоху Средних веков?
— Когда началась эпоха Нового времени? Когда закончилась? Сколько веков длилась эта эпоха? (Началась в 1500 г., закончилась в 1900 г, длилась почти 400 лет).
— Вас ничего не удивляет? Можно ли считать новым то, что появилось 500 лет назад?
— Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «новое»?
(впервые созданное или сделанное, возникшее недавно, вновь открытое, малоизвестное, незнакомое).
— Как вы думаете, почему Новое время так назвали?
-Какие предположения вы можете сделать?
— Проверим наши предположения по учебнику, на стр.22
-Что начинает цениться в Новое время? (Стали цениться предприимчивые люди, которые могли найти применение своим знаниям и талантам)
— Прочитайте тему урока, записанную на доске (Новое время: встреча Европы и Америки)
— Сформулируйте вопросы, на которые мы хотим получить ответы в конце нашего урока.
(Подвести учащихся к формулированию задач урока)
— Почему эта историческая эпоха называется Новой?
— Как происходила встреча народов Европы и Америки?
— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать с учебником, тетрадью, отвечать на вопросы, рассуждать, делать выводы)
III.Открытие нового знания
— Сегодня мы должны узнать не только какие новые изобретения были сделаны, но и узнать, как встретились народы Европы и Америки.
-Покажите на карте Европу и Америку.
-Как же люди двух материков могли встретиться друг с другом? (переплыть через океан)
— Новое время называют эпохой Великих географических открытий. Одно из таких открытий совершил человек, о котором пойдёт речь в стихотворении.
Незадачливый моряк
Плыл на запад, но никак
Он земли не достигал,
Компас свой не раз ругал.
Плыл он в Индию упорно,
И приплыл он наконец
В земли, где народ-творец
Он индейцами назвал,
Только в точку не попал
— Кто был этим незадачливым моряком, отправившимся на поиски нового пути в Индию и в чём заключалось его открытие, вы узнаете из учебника на стр 23.
А Данис Ишкиняев провел исследование и сейчас более подробно расскажет об этом путешественнике.
Путешествие Христофора Колумба
В 1492 году Христофор Колумб отправился в Индию. Он рассуждал так: Земля круглая и если плыть все время в одном направлении, то можно приплыть в Индию «с другой стороны».
Экспедиция Колумба двинулась на Запад. На пути показалась земля, которую моряки приняли за Индию. Колумб назвал эту землю Индией, а население индийцами. Христофор Колумб так и не узнал, что открыл новую землю.
После смерти Колумба другой итальянский путешественник доказал, что открытая Колумбом земля — новый материк. Звали этого путешественника Америго Веспуччи. Его именем и назвали новый материк – Америка.
— В память о Колумбе была названа одна из стран Центральной Америки – Колумбия.
-Кроме Колумба были и другие мореплаватели, которые стремились попасть в Индию, а по пути совершали новые открытия. Их имена вы узнаете, прочитав статью учебника на стр 24.
-Кто совершил первую кругосветную экспедицию?(Фернан Магеллан)
-Более подробно о Фернане Магеллане расскажет Мухадисова Зарина.
Путешествие Фернана Магеллана
В 1519 году португалец Фернан Магеллан предпринял первую кругосветную экспедицию. Пять кораблей экспедиции достигли материка Южная Америка, обогнули его и вышли в неизвестный океан.
Была хорошая безветренная погода, ни один шторм не потревожил мореплавателей пока они пересекали этот океан. Магеллан назвал океан Тихим.
Главные результаты экспедиции Магеллана: окончательно доказано, что Земля круглая; открыты многие острова и новый океан; дополнена карта Земли.
Экспедиция выяснила, что океаны занимают большую площадь, чем суша.
-Совершались экспедиции и вглубь материков.
— Про экспедицию Беллинсгаузена и Лазарева расскажет Раднир Манеров.
Экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.И. Лазарева
В 1819-1821 гг. состоялась первая русская морская экспедиция в южные моря. Руководили этой экспедицией Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев.
Экспедиция была, очень долгой и трудной из-за холодов и сложности пути, ведь в эти моря ещё никто не исследовал.
Экспедиция Беллинсгаузена — Лазарева считается одной из самых важных в истории географических открытий: открыт шестой материк — Антарктида, открыты и нанесены на карту 29 островов.
Собраны уникальные научные коллекции. Сделаны превосходные зарисовки видов Антарктики и обитающих там животных.
IV.Физминутка
— Зачем люди отправлялись в путешествия? (открывали новые земли, пути, материки, осваивали новые просторы)
— Только ли великих путешественников подарило Новое время миру? (Новое время подарило миру художников, архитекторов, писателей)
-Это было время великих художников.
Леонардо да Винчи
Итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Идеал женской красоты воплощен в портрете Моны Лизы «Джоконда».
Рафаэль Санти
Итальянский живописец и архитектор. Одной из прекрасных его картин является картина «Сикстинская Мадонна».
-В эпоху Нового времени жили и оставили в наследие человечеству свои произведения такие великие писатели как:
Даниель Дефо – английский писатель. Основатель приключенческого романа «Робинзон Крузо»
Жюль Верн –французский писатель и его романы «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров» и др.
— Все эти люди жили и творили свои бессмертные произведения в эпоху Нового времени. Их произведения изменили взгляд общества на каждого отдельного человека.
— Что ещё оставило нам Новое время? Узнаем об этом на стр.25(технические изобретения: пароход, паровоз, фотография, телеграф, электрическое освещение, автомобиль, радио, телефон, метро
Учитель демонстрирует на слайдах некоторые из изобретений.
Первый в мире пароход был построен в США в 1807 году.
- Первый автомобиль был построен французским инженером, и работал он на паровом двигателе.
- Впервые мир узнал, что можно передвигаться под землей, когда в 1863 году в Лондоне был построен метрополитен.
- Телеграфная связь, изобретенная С. Морзе, смогла впервые объединить города, страны и континенты.
- -Технические изобретения имели огромное значение в развитии общества.
- — Что изменилось в жизни людей с появлением этих изобретений?
V. Применение новых знаний
1.Выполнение заданий в рабочей тетради ( с 8 задание 2)
2.Викторина
-Как называется эпоха, о которой говорили на уроке? (Новое время)
— Сколько она длилась? (400лет)
— Назовите знаменитых людей Нового времени.
— Какое открытие сделал Колумб?
— Что доказал своей экспедицией Фернан Малеллан? (Земля имеет форму шара)
— Беллинсгаузен и Лазарев какой след оставили в истории? (Антарктиду)
— Какие технические изобретения были сделаны в 19веке?
VI. Подведение итогов
— Эпохи сменяют друг друга: за первобытным миром следует Древний мир, за ним- Средневековье, а потом наступает Новое время.
— Почему Новое время так назвали?
-Мы доказали, что «новое время», не по тому, что оно «новое» как мы это понимаем, а потому что мир стал совсем иным по сравнению с миром Средневековья
— Какими достижениями эпохи Нового времени мы пользуемся посей день?
Интересные сведения об этой эпохе вы можете найти из Энциклопедий.
VII. Рефлексия
— Подумайте о том, как прошел сегодняшний урок, был ли он полезен вам, все ли было понятно, интересно. Оцените свою работу на уроке и заполните лист самооценки.
— Спасибо всем за работу!
VIII. Домашнее задание: учебник с.22-27, рт с.9-10 №1,3,5