Оригами как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Оригами как средство развитие речи ребёнка дошкольного возраста.

Развитие мелкой моторики пальцев рук один из аспектов развития ребёнка дошкольного возраста. Развивая мелкую моторику и координацию руки, мы влияем на речевое развитие ребёнка.
В ходе коррекционной работы мы нередко сталкиваемся с тем, что выполнения даже легких речевых заданий затруднено. Преодолевать трудности, делать занятия интересными и эмоционально-насыщенными, эффективными с позиции логопедического воздействия нам помогают элементы оригами, которые способствуют усвоению знаний по желанию детей и проходят не формально, а занимательно.
Оригами — старинное искусство складывания из бумажных квадратов различных фигурок: животных, птиц, цветов, машин и др. предметов. На Русь оригами пришло в 19 веке. Одними из первых, кто научился сгибать из листа бумаги различные фигурки, стали дети царя Николая II. В последние годы интерес к оригами сильно вырос. Это не удивительно, ведь складывание не только занимательный и интересный, но и чрезвычайно полезный процесс, особенно для детей дошкольного возраста. Занятия оригами помогают улучшить двигательные возможности руки и тем самым подготовить её к овладению техникой письма.
Начинать оригами необходимо с пяти лет. В коре головного мозга достигают баланса возбудительные и тормозные процессы детей 5-6 летнего возраста. Соответственно ребёнок уже способен сосредоточить своё внимание на чём-то новом. Дети не вполне владеют своими мышцами и телом. В подвижных играх же наоборот, неплохо развивается мимика и двигательные функции, но очень отстаёт развитие мелкой моторике. Оригами же способствует развитию не только мелкой моторики, но и развитию сенсорики, развитию коры головного мозга и развитию речевой зоны, вырабатывается усидчивость, внимание, сосредоточенность, оригами упражняет память, мышление, пространственное воображение. Что так необходимо для будущих школьников. Речь без чувственного опыта не возможна, оригами же позволяет ребёнку всё прощупать и почувствовать пальчиками.
Главный и основной материал для оригами – это бумага. Доступность бумаги, простота её обработки привлекает детей. Для оригами лучше использовать такую бумагу, которая после сгибания не образует трещин. Бумага должна быть упругой, чистой, не мятой. Следует обращать внимание на цвет бумаги, из которой будет складываться та или иная поделка. Цвет должен конкретизировать образ предмета, с одной стороны (зелёный- ёлка, лягушка; оранжевый – лиса, белка, и представлять возможность использовать всю палитру цветом (цветы, бабочки, рыбы, птицы) с другой стороны. Ножницы желательно иметь с закруглёнными концами.
Для склеивания модулей или приклеивания поделок для создания сюжетной композиции следует приготовить кисточки разных размеров и клей ПВА. Некоторые поделки необходимо дорисовывать: глаза, нос, чешуйки у рыбок и т. д., для этого нужны карандаши или фломастеры. После раскрашивания каждая фигурка приобретает свой неповторимый характер, даже если нарисованы только глаза и нос. В конце процесса из-под кисти детей выходят настоящие шедевры. Фигурка оживает в руках ребёнка.
Таким образом, оригами способствует развитию памяти, так как необходимо запомнить последовательность действий. Дети учатся продумывать каждый свой шаг, анализировать, сравнивать результат с образцом, заниматься самостоятельно. Основным движением в оригами является складка. Складывание фигурок можно сопровождать познавательными рассказами различной направленности. Дети быстро запоминают названия основных складок. Вместо длинного пояснения используется короткий и ёмкий образ: «косынка», «книжка», «домик», «самолёт» и т. д. Хочется подчеркнуть, что мы не заменяем логопедические занятия кружком оригами, а только используем некоторые элементы для повышения познавательного интереса у детей, развития мыслительной и речевой деятельности. Работая в тесной взаимосвязи с воспитателями группы и другими специалистами детского сада, поделки, сделанные широко применяются и на других занятиях.
122
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!