НОО «День родного языка» в старшей группе
Цели: познакомить детей с «Международным днем родного языка»
Задачи:
— Создать условия для обогащения духовного мира детей;
— Формировать понятие «родной язык», бережное отношение к родному языку, обычаям и культуре, а также к традициям других народов;
— Способствовать развитию речи, мышления и памяти.
— Упражнять детей в придумывании родственных слов.
— Воспитывать любовь и уважение к Родине, своей стране и родному языку;
Ход занятия.
В: Ребята, сегодня у нас вами будет очень интересная беседа. Смотрите, что я с собой принесла. Кто знает, что это? (Глобус)
В: А что такое глобус? Кто мне сможет объяснить? (Это маленькая модель нашей планеты)
В: Наш глобус окрашен разными цветами. Это не просто так! Каждый цвет имеет свое значение. Голубым окрашивают моря, реки и океаны. Зеленым – леса и равнины.
А коричневым и желтым – горы и пустыни. А что мы еще можем увидеть на глобусе?
(Города, страны)
В: Давайте попробуем найти нашу страну на географической карте.
В: И в какой стране же мы с вами живем? (Россия)
В: А на каком языке мы говорим в нашей стране? (На русском)
В: В других странах тоже говорят на русском языке?
В: Вот это страна Франция, они говорят на французском языке.Это страна Китай и там говорят на китайском языке.
В: На земле живут люди разных национальностей, у каждого из них есть свои обычаи, песни, танцы и костюмы.
В: А как называется наша малая родина? (Мордовия), А какой язык в Мордовии? (мордовский), а основной (русский язык)
В: Ребята, 21 февраля отмечается – Международный день родного языка. Родной язык — это язык, на котором учится говорить человек. На котором говорят наши бабушки и дедушки, мамы и папы и, конечно же, на котором говорим мы.
В: Для чего нам нужен язык? (Что бы разговаривать, общаться, играть)
В: В мире существует около 4 тысяч разных языков. И сегодня, в Международный день родного языка, мы с вами поговорим о нашем родном языке. Родной язык – это одно из первых открытий в нашей жизни. Первый язык, который мы изучаем – родной. Мы говорим с его помощью, думаем, читаем и пишем. Правильно говорить и писать на родном языке — это долг каждого человека перед свой страной. Поэтому всем необходимо знать и беречь свой язык.
-Включить «Гимн РОССИИ»
Разобрать слова: «ОТЕЧЕСТВО», «РОДИНА», «МАТУШКА-РОССИЯ»
ОТЕЧЕСТВО-родная страна, отчизна обозначает страну предков (отцов) человека, где жили наши ОТЦЫ предки, отечеству особое чувство, которое сочетает любовь и чувство долга — патриотизм.
РОДИНА– одна из самых больших ценностей в нашей жизни. Мы не выбираем, в какой стране родиться, но наша моральная обязанность – любить и оберегать. Родина – это не просто страна, в которой ты родился, но и духовные достояния народа: язык, культура, особенности менталитета, традиции и обычаи.
МАТУШКА-РОССИЯ- она как мама накормит тебя теплым хлебом, напоит родниковой водой, удивит своей красотой, но только защитить сама себя не может.
Воспитатель: Ребята, а сейчас посмотрим, сумеете ли вы отгадать загадки?
Всегда во рту, а не проглотишь.(язык)
Хоть не шляпа, а с полями,
не цветок, а с корешком,
разговаривает с нами
всем понятным языком (книга) .
Я учу. Смотрю в тетрадку.
У меня серьезный вид.
«А», «Б», «В», и по порядку
Повторяю. (алфавит)
В: Богат и красив наш русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи, потешки. Любите свою родину свой язык и свой народ!
-Мы хотим вас дорогие гости познакомить с нашим мини- музеем «НАШ РОДНОЙ- КРАЙ», с предметами старины, обычаями и традициями мордовского народа.
— ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАЙДИ ПАРУ» -детям раздают картинки с предметами старины они находят пару картинки с современным предметом: например ЛАПТИ-ТУФЛИ или СВЕЧА- НАСТОЛЬНАЯ ЛАМПА…..
РУССКАЯ ХОРОВОДНАЯ ИГРА «СОЛНЫШКО ГОРИ»
-Гори, солнце ярче
-Летом будет жарче
-А зима теплее (сжимают круг)
-А весна милее (отходят расширяя круг)
-СОЛНЦЕ говорит «Горю!»- дети садятся на свои места.
В: Сейчас мы сыграем с вами в игру.
Игра «Слова наоборот»
холодный – горячий;
широкий- узкий,
толстый — тонкий,
большой – маленький,
высокий – низкий,
громкий – тихий,
день-ночь;
хорошо – плохо,
мокрый — сухой
длинный — короткий и т.д.
Игра «Многозначные слова».
1.Кисть: рука, кисть рябины, для рисования.
2.Кран: водяной, строительный.
3.Иголка: для шитья, у ежа.
4.Лист: для рисования, на дереве.
5.Ручка: дверная, писать.
Сюрпризный момент: детям раздаются раскраски-книжки.
Рефлексия.
О чем мы сегодня с вами говорили?
— о нашем родном языке.
Какой язык в нашей стране самый главный?
— русский.
А когда празднуют день родного языка?
— международный день родного языка празднуют 21 февраля.
Нужно с уважением относиться ко всем языкам мира, не только к своему родному языку. Для этого нам необходимо обучаться грамоте, уметь правильно говорить и писать. В этом и выражается уважительное отношение к языку своей страны.