Конспект по познанию социального мира в средней группе на тему "Наша Родина - Россия"
Образовательная деятельность.
Воспитатель подходит с детьми к политической карте мира, рассматривает с ними ее, обращает внимание, на то, какая большая страна Россия.
Воспитатель. Ребята, кто из вас знает, как называется наша страна, в которой мы живем?
Дети. Россия.
Воспитатель. Правильно, молодцы!
Россия – самая большая и красивая страна. Как вы думаете, как называются люди, которые живут в России? (Ответы детей). Все люди, живущие в России, называются россияне. Каждый россиянин любит свою страну. Россия – огромная страна.
Дети рассаживаются перед экраном. Рассказ сопровождается показом презентации.
Воспитатель: В России много рек, гор, лесов, городов. Когда на одном конце нашей страны люди ложаться спать, то на другом – начинается утро. На одной стороне может идти снег, а на другой — может припекать солнышко.
Чтение стихотворения «Необъятная страна» В.Степанова
Если долго — долго – долго
В самолёте нам лететь,
Если долго — долго – долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
Автор этого стихотворения говорит, что Россия – это наша Родина. Что такое Родина? Как вы понимаете это слово Родина?(ответы детей) Родина – это значит родная, как мама и папа. Родина это место, страна, в которой мы живём, где живут наши близкие. Родина у всех одна.
Воспитатель: У каждой страны есть свои символы. Хотите узнать, какие символы есть у России.
Сейчас я загадаю вам загадку
«Разбежались по опушке в белых платьицах подружки» (береза)
Показ слайдов с изображением берез, березовых рощ.
Ребята, как вы думаете, почему именно береза является одним из символов России? (потому что таких березовых рощ нет больше нигде в мире).
Еще одним символом России является цветок. Отгадайте, какой.
Стоит в лесу кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое,
Что это такое?
(Ромашка)
Действительно, это ромашка. (Демонстрация слайда) Посмотрите, ребята, мы с вами оказались на красивой ромашковой полянке. (Дети замечают, что цветы – разные по величине, из маленьких ромашек выложена тропинка) Предлагаю вам пойти по этой тропинке, и пересчитать ромашки.
Воспитатель: Куда же привела нас эта тропинка? К домику. Интересно, кто там живет? Отгадайте: Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке
А всего одна игрушка (матрешка)
Давайте попробуем с вами вспомнить где и из чего делают матрешек, как расписывают? (ответы детей)
Воспитатель:Матрешка, наверное, самая популярная русская национальная игрушка. В нее играют дети в разных уголках нашей планеты.
На следующем слайде изображение летящего журавля (анимация)
Жура-Жура Журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?».
Отвечал он, пролетая:
«Лучше нет родного края,
Лучше города родного
Не найдём мы никогда!
Как называется город, в котором мы живем?
Такой большой старинный город.
Гордиться им моя страна!
Всем городам он – голова,
Столицы Родины — ....
Дети: Москва.
Воспитатель: Молодцы, а чем же столица отличается от других городов нашей страны, почему “Всем городам он – голова”?
(В столице находиться правительство страны, работает президент государства)
Да, это город Москва, главный город нашей страны. Она очень большая и красивая. В нём много улиц, красивых зданий.(показ слайдов)
Давайте вспомним стихи о Москве.
Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля.
Москва – это сердцеРоссии,
Которое любит тебя.
Физкультминутка «Это Родина моя»
Шар большой, на нём страна,
(делают руками круг)Город в ней, а в нём дома.
(показывают руками «дом»)Дом на улочке одной,
Неприметный, небольшой.
(приседают)
Этот дом, страна, земля –
Это Родина моя!
(прижимают руки к груди)
Воспитатель: У каждойстраны есть свой флаг, герб, и гимн.(показ слайда с изображением флага России). Давайте посмотрим на изображение флага
Где можно увидеть российский флаг? (На государственных зданиях, кораблях, самолетах, жилых домах в дни государственных праздников.) – Для чего России и другим странам нужны флаги? (показ иллюстраций). Верно. Например, они помогают узнать, из какой страны прилетел самолет. На хвосте у него обязательно изображается флаг страны. Когда в море встречаются два корабля, флаг помогает узнать, какой стране он принадлежит. Во время спортивных соревнований по флагам мы можем определить, какие страны будут участвовать в них. Флаг страны изображен и на майках спортсменов. Во время награждения победителей над стадионом поднимается флаг страны победившего спортсмена. В этот торжественный момент соотечественники победителя испытывают гордость за свою родину.
Воспитатель. Ребятки, внимательно посмотрите на картинку и скажите, из скольких цветов состоит наш флаг?
Дети. Три.
Воспитатель. Да, наш флаг состоит из трех цветов, которые расположены горизонтально и у каждого цвета свое предназначение.
Белая полоска напоминает нам о белоствольных берёзах, о русской зиме с бескрайними снежными просторами, о лёгких летних облачках, о белых ромашках на лугу.
Синяя полоска похожа на синее небо, синие реки и моря России.
А красный цвет всегда на Руси считался самым красивым. Это цвет цветущих цветов, тепла и радости, солнца.
Послушайте стихотворение И. Г. Смирнова «Наш трехцветный флаг»: Белый – облако большое,
Синий – небо голубое,
Красный – солнышка восход,
Новый день Россию ждет.
Символ мира, чистоты-
Это флаг моей страны.
Заключение: Воспитатель: давайте еще раз вспомним, с какими российскими символами мы познакомились (ответы детей). Дети подходят к карте и прикрепляют к ней российский флаг.