Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Фантастическое животное»
Программное содержание: Дать представление о роли фантазии в искусстве, в работе художника, о связи фантазии и реальности. Развивать интерес к былинному, сказочному творчеству. Стимулировать умение создавать работы по собственному замыслу, стремление создать выразительный оригинальный образ. Способствовать становлению позиции художника-творца, активизировать творческие проявления.
Виды детской деятельности: продуктивная, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы, игровая, познавательно-исследовательская.
Материалы и оборудование: слайды из произведений художников-сказочников, игра «Собери картинку»; белая бумага формата А4, акварельные краски, кисти, баночка с водой, влажные салфетки.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение Николая Колычева «Художница»:
На листочке я рисую,
Я рисую, как умею:
То вверху я, то внизу я,
То правее, то левее.
На меня глядят, красуясь,
Загогулинки, кружочки…
Потому что я рисую,
Их рисую на листочке.
Я трудилась до обеда,
Карандашики сломала…
Надо бы спросить у деда:
Что я здесь нарисовала?
Воспитатель: Как вы думаете, что именно художник может изображать?
Ответы детей: Все.
Воспитатель: Правильно, все, что его окружает в реальном мире: природу, животных, быт и труд людей и т. д. Художник изображает все, что его волнует, радует и беспокоит, то, чем он восхищен или поражен. Но художник изображает не только на бумаге, но и на стене, может выполнить изображение и из дерева, камня, металла.А может ли художник изобразить то, чего он никогда не видел?
Ответы детей: Да, может.
Воспитатель: Например, что?
Ответы детей: Сказочные цветы, космос.
Воспитатель:Как называется все то, что человек придумывает?
Ответы детей: Фантазия.
Воспитатель:Правильно. Человек начинает фантазировать, и все, что он придумает, будет фантастическим, если этого нет в реальной жизни, на самом деле. Сказка — это фантазия людей. Какие фантастические образы вы знаете?
Ответы детей: Кощей Бессмертный.
Воспитатель: Что в нем фантастического?
Ответы детей: Он бессмертный.
Воспитатель: Верно. А какой он с виду?
Ответы детей: Худой, старый.
(Воспитатель показывает слайд картины
В. Васнецова «Кощей Бессмертный»
Воспитатель: На самом деле такие люди бывают?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: Значит, Кощей внешне выглядит обыкновенным человек, но он бессмертен, так как является сказочным, фантастическим персонажем, этого требует сюжет сказки. Каких ещё фантастических персонажей вы помните?
Ответы детей: ЗмейГорыныч.
Воспитатель: Верно. Чтобы изобразить чудо, все ли придумывает художник или что-то видит в жизни? Не похож ли на каких-то животных Змей Горыныч?
Ответы детей: У него тело крокодила, змеиный хвост, крылья орла.
Воспитатель: Хорошо. Так как же создал этот образ художник?
Ответы детей: Соединил части реальных, настоящих животных в единое целое, получилось животное необыкновенное, фантастическое.
Воспитатель: У многих народов есть свои мифические звери, фантастические животные. Народ их придумал, а художники изобразили.
Показ слайда картины М. Врубеля «Пан».
Воспитатель: Давайте рассмотрим картину «Пан» М. Врубеля. Это лесной дух. Как его изобразил художник?
Ответы детей: Как будто вовсе не придуманный. Совсем не страшный, а добрый. Только его рожки смущают да ноги козлиные.
Показ слайда картины М. Врубеля «Царевна-Лебедь».
Воспитатель:Что необычного в этом образе? Человек всегда мечтал подняться в небо и летать как птица, наверное, поэтому так мно в сказках существ, наделенных крыльями.
Демонстрация слайда картины В. Васнецова «Сирин и Алконост».
Воспитатель: В русских сказках и былинах есть разные крылатые существа. Что должен был увидеть художник, чтобы изобразить персонажей картины «Сирин и Алконост?»
Ответы детей:Красивых женщин и красивых птиц.
Воспитатель: Давным-давно люди придумали эти чудеса и сами же в них поверили — верили в русалок, живущих на болотах и в реках, в крылатых грифонов. Крылатые девы Сирин и Алконост, по преданию, излечивали от болезней и — главное — приносили людям счастье, поэтому изображение этих дев-птиц можно было увидеть на глиняной посуде, на сундуках, в украшениях.
Вот как рассказывается об этом в стихотворении:
… Прилетала птица райская,
Садилась на тот серый дуб,
Пела она песни царские.
Кто в эту пору-времечко
Потрется росою с шелковой травы,
Тот здоров будет...
Воспитатель: В далеком Египте есть множество изображений легендарного Сфинкса — существа с телом льва и головой человека. Они были и с мужскими, и с женскими лицами, иногда изображались с крыльями. Когда вы смотрите на эти существа, то замечаете много фантастического. Человек прекрасен уже тем, что он может мечтать, придумывать что-то небывалое.
Послушайте сказку.
… Однажды над городом пролетал Волшебный Сон, но летел он не поздним вечером, а днем. Люди в городе заснули, и снится всем похожий сон, как будто они попадают кто в лес, кто в заросший сад и видят между кустов, за деревьями, диковинного зверя...
Проснулись, побежали люди рассказывать друг другу, что они видели (совсем забыв, что это было во сне, и говоря так, будто все это было на самом деле).
Повар поведал портному, что ходил он в лес за травой для супа и видел там мышь размером с собаку, а ноги у мыши были куриные. Мышь эта чистила перышки голубоватых крыльев и что-то тихо мурлыкала.
А портной, в свою очередь, рассказал повару, что тоже видел диковинного зверя, только на окраине парка, где так много звенящих цветов. Там между деревьями он встретил зверя с прозрачными крыльями, длинной шеей, покрытой чешуей, и с пушистым 6eлым хвостом, как у лошади, а голова зверя все время пряталась в цветах.
Тем временем объявился в городе странствующий художник. Он решил со слов жителей страны нарисовать животных, которых они видели. Получилась целая галерея невиданных доселе чудесных животных. Но каждый раз, когда художник принимался рисовать, ему нужно было вспоминать настоящих животных, которых он прежде видел.
Давайте посмотрим, как он это делал, и поиграем в угадайку.
Игра «Собери картину».
Физминутка «Вновь у нас физкультминутка»
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка
Воспитатель: Художник – великий творец, он может изобразить даже то, чего нет в природе. Мы сейчас тоже попробуем нарисовать несуществующее животное. Представьте, что вы – странствующие художники. Изобразите невиданных зверей из волшебного сна. Старайтесь изобразить животных на листе бумаги так, чтобы им хватило места.
Самостоятельная продуктивная деятельность детей
Воспитатель: Молодцы ребята, вы настоящие художники. Каких животных вы изобразили? У кого самое фантастическое животное?