Методика работы с родителями по вопросам безопасного поведения детей в быту
Методика работы с родителями по вопросам
безопасного поведения детей в быту
Мир, в котором мы живем, полон опасностей, постоянно угрожающих здоровью, жизни нас и наших детей. Не проходит и дня, чтобы газеты, радио и телевидение не принесли сообщения об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, повлекшими за собой гибель людей.
Подобные события возникают, как правило, внезапно, требуя от человека немедленных активных действий. Рассчитывать же на современную квалифицированную помощь в таких ситуациях со стороны государственных служб, отвечающих за безопасность человека, не приходится.
Никто из нас не застрахован от того, что в любой момент может оказаться в зоне опасного события, особенно ребенок.
Детям легче привить мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил. Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций, в основном в быту. Причинить вред жизни могут различные домашние предметы, горячая вода, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, продукты питания, бытовая химия и многое другое.
Зачастую дома режущие, колющие предметы, спички, лекарственные препараты и т.п. хранятся в доступных для детей местах, нередко дети имеют доступ к электронагревательным приборам, печам, газовым плитам. Примеров такой беспечности, приводящей к трагическим последствиям, сколько угодно. Чтобы как-то повысить защищенность детей, им необходимо овладеть не такими уж сложными знаниями и умениями – наблюдательностью, умением анализировать свои ошибки, приведшие к неприятностям, отдавать себе отчет о возможных последствиях тех или иных своих поступков, а также навыками грамотных действий в случае проявления опасностей.
Вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.
В последние годы проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей до 7 лет находит свое отражение в методической литературе и образовательных программах для дошкольных образовательных учреждений («Детство», «Радуга», «Истоки», «Основы безопасности детей дошкольного возраста»). В них, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья, выдвигается требование формирования у ребенка знаний и умений безопасности. В последние годы проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей до 7 лет находит свое отражение в методической литературе и образовательных программах для дошкольных образовательных учреждений («Детство», «Радуга», «Истоки», «Основы безопасности детей дошкольного возраста»). В них, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья, выдвигается требование формирования у ребенка знаний и умений безопасности.
Обучение детей правильному поведению в быту необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать грамотных и дисциплинированных пользователей бытовыми благами, максимально используя авторитет семьи.
Сотрудничество с родителями не должно носить декларативный и назидательный характер. Такой стиль общения не может быть эффективным. Гораздо эффективнее перевести родителей из разряда пассивных слушателей в активных участников воспитательно-образовательного процесса. Родители должны постоянно помнить об ответственности за своих детей, из-за неосторожного поведения которых, а порой и вполне сознательного нарушения правил поведения в быту, может произойти происшествие.
Пока еще нельзя сказать, что присутствует система работы с родителями, которые сами зачастую демонстрируют отсутствие культуры поведения в быту и, соответственно, закладывают у детей отрицательные стереотипы поведения. Большинство родителей, обеспокоенных за своих детей, прибегают к брани, многословным предупреждениям и даже к наказаниям. Такой метод не дает эффекта. Только терпение и настойчивость являются эффективными средствами, которыми необходимо запастись всем взрослым ради спасения жизни и здоровья своего ребёнка. Эффективность обучения детей безопасному поведению в быту в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда этому следуют. Недостаточный уровень культуры поведения взрослого в быту приводит к таким же явлениям и у детей.
Опыт показывает, что взрослые, в первую очередь родители, нуждаются в информации о поведении в быту не меньше, чем их дети. Психологи утверждают, что усвоение правил должно быть доведено до автоматизма, т.е. принятие решения в сиюминутной ситуации должно происходить на подсознательном уровне. Значит необходимо постоянное наглядное напоминание о правилах поведения в быту.
Основное внимание в работе с родителями следует уделять содержанию и активным методам подачи педагогических знаний по вопросам грамотного поведения в быту, выбору демократичных форм общения и учёта педагогической активности родителей. Всё это требует от педагога определённой гибкости в использовании различных форм взаимодействия с семьёй.
Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми. Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей.
Направления работы с родителями по профилактике детского травматизма:
пропаганда безопасного поведения в быту средствами наглядной информации: плакатов, стенгазет, буклетов, памяток, журналов, видеороликов, фотостендов с целью предупреждения опасного поведения детей дома;
повышение уровня компетентности взрослых в знании правил безопасного поведения в быту;
ознакомление с психофизиологическими и возрастными особенностями восприятия детьми информации по основам безопасности поведения;
разъяснение родителям необходимости соблюдения Правил безопасного поведения в быту и привлечение их к созданию условий, способствующих формированию у детей знаний и навыков такого поведения;
активизация участия родителей в педагогическом процессе: организация и проведение совместных мероприятий с приглашением медицинских работников и полицейских;
изучение общественного мнения по проблемам безопасности поведения в быту и реализации мероприятий по профилактике травматизма;
ознакомление с результатами мониторинга динамики детского травматизма в быту;
Просвещение родителей по вопросам безопасного поведения в быту
Устно и с помощью наглядной пропаганды следует обратить внимание родителей на моральную ответственность за безопасность детей. Следуя требованиям безопасного поведения в быту, родители подают пример детям. Тем самым вырабатывают навыки культурного поведения дома и на улице.
На родительском собрании нужно ознакомить с основными мерами по обеспечению безопасности детей в быту. Активное участие родителей в профилактической работе (изготовление атрибутов и пособий для занятий, игры) повышает их ответственность.
Сотрудничество с родителями детей, помощь семье в воспитании безопасного поведения ребенка в нашей группе проходит через активные формы взаимодействия.
Формы работы с родителями:
1.Тренинги «Минутки безопасности».
2.Семинар-практикум для родителей «Досуг семьи. Безопасное место ребенка в нем».
3.«Круглые столы»: «Безопасность детей младшего дошкольного возраста», «Игра – не забава».
4.Консультации «Безопасность в вашем доме», «Родителям о правилах дорожного движения», «Знакомим детей с лекарственными растениями», «Роль семьи в снижении дорожно-транспортного травматизма», «Шалость детей с огнем», «Как научить ребенка не попадать в опасные ситуации в помещении».
5.Наглядная агитация: тематические стенды, уголки безопасности, фотовыставки, буклеты, дайджесты, памятки.
6.Анкетирование по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасности в быту.
7.Папка-передвижка «Сказочная безопасность».
8.Выставки художественно-продуктивной деятельности детей и взрослых.
9.Родительские собрания, беседы с решением проблемных обучающих ситуаций по правилам безопасного поведения детей в быту с приглашением сотрудников полиции, медицинских работников.
10.Совместные праздники, развлечения, проекты под девизом «Дом – территория безопасности».
11.Педагогический совет с участием родителей на тему «Безопасность и здоровье наших детей».
12.Родительский всеобуч (просвещение родителей по вопросам безопасного поведения в быту).
13.Методическая неделя «Добро пожаловать в страну домашних наук».
14.Тематические электронные презентация.
15.Показ открытых мероприятий.
16.Выступление родителей с обменом положительным опытом обучения ребёнка умению ориентироваться в своём доме.
Содержание тематических уголков для родителей:
1.Информация о бытовом травматизме.
2.Перечень причин бытового травматизма с участием детей.
3.Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению в быту.
4.Описание игр, направленных на закрепление у детей навыков безопасного поведения.
5.Рассказы детей о поведении в быту.
Безопасность жизнедеятельности дошкольников, ее обеспечение в группах осуществляем в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения. Данная работа ведется через:
организованную деятельность детей: занятия, экскурсии, тренинги;
совместную деятельность взрослых и детей: драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы, дидактические, подвижные игры, продуктивную деятельность, праздники, развлечения;
свободную самостоятельную деятельность детей: сюжетно-ролевые игры.
В группах создан комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий развитию уверенной в себе личности, устойчивой к стрессам, атмосферу душевного тепла и эмоционального благополучия детей; пространство, где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности (альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, сборники стихов, загадок, пословиц).
Задачей родителей и воспитателей является устранение всех источников опасности, а также создание необходимого для нормального развития ребенка свободного пространства передвижения без ограничения любознательности (для его возраста) и интереса к тому, что его окружает.
Планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на формирование опыта безопасного поведения в быту является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит пропедевтический, профилактический характер.