Конспект организованной образовательной деятельности « Прощай – зима! Здравствуй, весна!»
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Цель.Расширить знания детей о характерных признаках зимы, весны.
Задачи:
Образовательные:
-обобщать представления детей о временах года зима, весна;
— называть признаки и приметы зимы, весны;
-знание зимних и весенних месяцев.
Развивающие:
-активизировать словарь детей;
-умение понятно для окружающих выражать своимысли, правильно пользоваться грамматическими конструкциями;
-подбиратьприлагательные к существительным, употреблять в речи уменьшительно-ласкательныесуществительные;
-развивать диалогическую и монологическую (объяснительную) речь, умениеправильно строить сложносочиненные предложения с союзами и союзнымисловами: что, когда, какая, потомучто.
Воспитательные:
-воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников;
-способствовать формированию удетей бережное отношение, любовь к природе, интереск художественному творчеству;
Словарная работа. Зима- волшебница, художница, кружевница; весна – красна, капель, ручьи, проталина, просыпаютсяотспячки.
Предварительная работа. Наблюдения детей в прогулке, чтение художественнойлитературы, заучивание стихов, рассматривание иллюстраций, прослушиваниеклассическихпроизведений: Чайковского«Временагода», Г.В.Свиридова «Вальс».К.А.Дебюсси«Прекрасныйвечер», загадывание загадок.
Материал. Зимниеи весенние пейзажи, аудиозапись звуков зимы и весны, картинки для загадок, игрушка«Медвежонок», эмблемы- солнышко, тучка, нарисованноеголубоенебо, мяч, капелька.
Оборудование.Экран, мольберт, магнитики.
Интегрированные образовательные области. Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическоеразвитие.
Формадеятельности:совместнаявзрослогоидетей.
Видыдеятельности:игровая, музыкальная, познавательная, коммуникативная.
Ход организованной образовательной деятельности
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! поприветствуем друг друга, для этогопоиграем!(организационнаяигра)
Тому, кто справа, улыбнись, (выполнить движения по тексту.)Тому, кто слева, улыбнись,
Тому, кто справа, поклонись,
Тому, кто слева поклонись,
Тому, кто справа, руку дай,
Тому, кто слева, руку дай,
Тому, кто справа подмигни,
Тому, ктослева, подмигни!
И скажем вместе: ты и я
-Вместе дружная семья,
Крепко за руки возьмемся
И гостям мы улыбнемся!
Здравствуйте, гости!
Воспитатель. Какойдружныйкругунасполучился! Вычувствуететеплоруквашихтоварищей? Вам приятно? Отлично! И постарайтесь сохранить тепло и поддержкуруквашихдрузейдо концанашейвстречи. Можетесадитьсянастулья.
Воспитатель.Ребята, послушайтестихотворениеБлагининой:
- -Есливетерзлющийкружит,
- -Застеклилисьзаночь лужи,
- -Аменя упаковали
- -Встоодежекнеуклюжих,
- -Надеревьях, накартинках
- -Кружева дабахрома,
- -Этозначит– наснежинках
- -Опустиласькнам…….
- Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Правильно ребята это время года зима? Ребята, с приходом зимы, что происходитв природе? Как вы думаете?
- Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Ребята, народная мудрость гласит: «Зима – владыка». Как вы думаете, почему такговорят?
- Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Правильно, словноверныестражникистоятонинастражееепокоя.
(Воспитательпредлагаетдетямподойтикэкрану).
Воспитатель. Ребята, послушайтезагадку.Декабрь.
Наполяиналуга
До весны легли снега.Толькомесяцнашпройдет,
МывстречаемНовыйгод.
(Декабрь)
- Дети. (Ответы детей).
(НаэкранекартинкиДекабрямесяца).
Воспитатель. Правильно – это декабрь. Ребята, а что вы знаете о Декабре?
- Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Актоизвасскажет, какоедревнерусскоеегоназвание?
- Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Почему так назвали декабрь?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. По счёту первым он идёт,
С него начнётся новый год.
Откройскореекалендарь,
Читай! Написано—…(Январь)
- Дети. (Ответы детей).
(НаэкранекартинкиЯнварямесяца).
Воспитатель. Правильно–этоЯнварь.Ачтовызнаетеобэтоммесяце?
- Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. А какое у этого месяца древнее имя – «Просинец». Ктознает почему?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель.По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
Деньприбавилсязаметно.
Ну, такчтозамесяцэто?(Февраль)
Дети. (Ответы детей).
(НаэкранекартинкиФевралямесяца).
Воспитатель. Вьюгидаметелиподфевральполетели.Ктоизваспомнит, какв народе называют февраль?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Азнаете, как ещёназывают февраль? «Бокогрей»? Кто нибудь из вас знает почему?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Так как всеживотные дикие и домашние выходили гретьбока на солнце, которое начиналосильнее пригревать, да и люди не прочь были погретьсяднем. Выходилинаулицу, чтобыпорадоватьсяпервомутеплу, авечерамигрелисьвозле печки.
Воспитатель. Ребята, сейчас мы с вами вспомнили обо всех зимних месяцах.Теперь вы знаете, какая бывает зима. А чтобы подтвердить свои знания, предлагаю поиграть вигру«Волшебница зима».
Правила игры: надо подобрать слово определение к слову –ЗИМА.(Нужно передать снежинку соседу и сказать какая зимушка зима – снежная, серебристая, пушистая, холодная, морозная, белая, лютая, разная, нежная, игривая, злая, метельная, ворчливая, ледяная, ворчливая..)
Воспитатель. Какие же вы все молодцы! Ребята, сейчас мы с вами вспомнили о зиме, дали характеристику какой она бывает. А скажите, почему же мы все- так и одеваемся в теплую одежду?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Предлагаю вам перейти в лабораторию.Опыт со снегом.
Воспитатель. Ребята, перед занятием я положила два снежка: один на тарелку, другой в стакан, укутала его шарфом. И что же мы с вами видим?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Почему?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Чтобы ответить на этот вопрос, проделаем опыт. Зажгу свечу и попробую подержать на дней ладонь. Горячо?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Что нужно сделать, чтобы не жгло?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Почему не растаял завёрнутый в шарф комочек снега?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Зачем человек зимой надевает шубу? Мы ещё говорим: «Шуба греет». Но ведьшуба не горячая, как огонь. Почему же нам в ней тепло? Как вы думаете?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Дети все в кружок вставайте, физкультминутку начинайте.
(Детивстаютвкружок) .
«Наконецпришлазима,(Детиразводятрукивстороны)
Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)
Снегнаулицеидёт, (Двигаютрукамисверху вниз)
Дворникулицуметёт,(Имитируют)
Мыкатаемсянасанках,(Приседают, рукивытягиваютвперёд)
Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)
Ловкобегаемналыжах, (Имитируют)
Ииграемвсевснежки.(Лепятибросаютснежки)
Воспитатель.Ребята, мы сейчас с вами немного размялись, что мы с вамиделали?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. А каквсё это можно назвать?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Да, ребятаэто«Зимние забавы». Вот, чем хороша «Зимушка– зима!»
На экранедети видят «Зимние забавы».Возникновениепроблемнойситуации.
Звучатзвукикапели.Раздаётсязвукревамедведя.
Воспитатель.Слышите, ребята? Что-топроисходит.Пойдуя, посмотрю.
Воспитательвноситмедвежонка.
Воспитатель. Смотритеребята, Мишутка. Каквы думаете, что произошло?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Как выдумаете, почему зазвенела капель?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Правильно, медведи еще должны спать.Давайтерасскажем медвежонку о том, что происходит в природе и почему он такранопроснулся.
Наэкранепоявляется«тучка».
Тучкапонебугуляла,
Тучкабусы растеряла.
Как хрустальные горошки, Закатилиськнамвокошко.
Воспитатель. О чем же она нам хочет рассказать?
Дети. (Ответы детей).
(Воспитатель подходит кэкрану и имитируетснятие капельки, на которой написано «Весенняя сказка»).
Воспитатель. Тучка предлагает нам с вами послушатьсказку. Мишутка, послушайвместес детьми сказку.Слушайте!
Воспитательрассказываетсказку.
Воспитатель. «Жили – были четыре времени года. Вы их узнали?
(На мольбертевременагода»).
Времена года жили дружно и по очереди правили миром. Но однажды Зимарешила, чтоона самаяглавнаяинезахотелауступитьместоВесне. Загрустилипод снежным покрывалом растения. Птицы перестали петьпесни.Людиусталитопитьпечи, чтобхотьнемногосогреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меняестьчудо, котороепоможетпобедитьхолод!»
(На мольбертекартинки -КОСТЕР, ЛАМПОЧКА, СОЛНЦЕ.)
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет весне?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. А чтобы ответить, отгадайте загадку: Загадка: Катится поголубомублюдечку золотое яблочко. Без него плачемся, а как появится – от него прячемся.Вдверь, вокно стучать небудет,
Авзойдет, ивсехразбудит.
Правильно.Этосолнце!
(Наэкранепоявляютсякартинка солнца).
Воспитатель. Как вы думаете, ребята, что происходит в природе с появлениемтеплых лучей солнца?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Как вы думаете, что же наступает в природе с приходом тепла?
Дети. (Ответы детей).
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Ребята, ктоизвасзнаетприметывесны.
(Наэкранепоявляютсякартинки).
Воспитатель. Как, вы думаете, приметы какого периода весна вы только чтоназвали?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Правильно, приметыраннейвесны. Ребята, акак вы думаете, у весны есть помощники?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Давай теподойдемкэкрану ипосмотримчто жеэто-тозапомощники.
Дети подходят к экрану.
Воспитатель.Послушайтезагадку:
1.Снега меньше, он уж тает
И подснежник расцветает.
Открыватьвеснуонрад.
Радостный, журчащий…
Дети. (Ответы детей).
(Наэкранепоявляетсякартинкамартамесяца)
Воспитатель. Март- весну открывает! Весеннее теплое солнце побеждает холод и стужу. Скрыш, с прозрачных сосулек падают вниз капли: кап-кап! Мартовскаякапель звонко отсчитывает первые минуты, часы весны, поэтому егоназывают «капельником» и еще март называют «зимобором», потому что вмартезима свесной борется.
Воспитатель. Ребята, может быть кто ни будь из вас знает, как еще в народеназывают март?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Правильно протальник. Апочему его такназывают?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Что такое проталины?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель.Ребята, а вы думаете, когов народе называют вестниками весны?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Почему?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель.Ребята, а может кто-то из вас знает, когда должен проснуться Мишутка?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Правильнов апреле месяце!
(На экране картинка апреля месяца.)
Воспитатель. Вот Мишуткакогдатыдолженбылпроснуться.Ребята, апослеапрелякакоймесяцнаступает?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Нучтоже, Мишутка пора тебе возвращаться домой к своей маме.Ребята, давайте простимся с Мишей, До свидания, Миша!
(Миша прощается иуходит)
Воспитатель. Ребята, о каком времени года мы сегодня с вамивспоминали?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Чтоинтересноговыузналипослепроведенногоопыта?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Скакимвременем годаспоритзима?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Какаяразницамеждузимойираннейвесной?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Какойвыводвы, сделалипосмотревопыт?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Комупомоглимысегодняикак?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. ЧтоузналМишутка, икакой онсделалвыводдлясебяидлянас?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Ребята, мысегоднясвамимногоузналиовременахгода«зиме»,
«ранней весне». И мне хочется узнать, с каким настроением заканчивается для васзанятие? Выберитезначок наподносе.
(Вывешиваетсянамольбертеголубоенебо).
Вариантызначков: — «Солнышко» -надуше светло, радостно.
«Тучка»-надушепасмурноигрустно.
Воспитатель. Теперь я вижу, что у всех настроение, весеннее, радостное, светлое.СегоднявывсеМОЛОДЦЫ! Занятие закончено.