Итоговое занятие кружка "Обучение мордовскому (эрзя) языку "На помощь бабущке"
Тема НОД: «Итоговое НОД в средней группе .
Образовательная область: речевое развитие.
Вид НОД: комбинированный.
Возрастная группа: средняя группа.
НОД в рамках итоговых занятий в конце года.
Цель НОД: Обобщить и закрепить знания детей, полученные в течение года.
Задачи
Образовательные:
Закрепить названия овощей (репс, помидора, куяр, модамарь), цвета ( пиже, тюжа, ожо, якстере), одежды (куртка, кофта, паця), обуви (кемть), домашних животных (скал, алаша, сея, киска, катка, туво), диких животных (овто, ривезь, верьгиз, нумоло, ур).
Развивающие:
Развивать мелкую моторику пальцев.
Развивать умение отвечать на вопросы на эрзянском языке.
Воспитательные:
Воспитывать готовность прийти на помощь.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Речевое развитие»: расширение активного словаря
ОО «Социально – коммуникативное развитие»: воспитывать готовность прийти на помощь
ОО «Познавательное развитие»: закрепление изученного за учебный год материала.
ОО «Физическое развитие»: развитие двигательной активности и мелкой моторики.
Словарная работа: активизация монологической речи, закрепление пассивного словаря.
Условия и особенности реализации: для проведения НОД необходим любой зал или групповое помещение вместимостью до 30 человек, дети среднего дошкольного возраста, подготовленные к восприятию данного материала.
Предварительная работа:
ОО «Речевое развитие»: изучение названий овощей, одежды, домашних животных и диких животных, цвета на эрзянском языке.
ОО «Социально – коммуникативное развитие»: создание игровых ситуаций, с мотивацией помощи кому-либо.
ОО «Познавательное развитие»: занятия по эрзянскому языку, проведение дидактических игр, индивидуальная работа в свободной деятельности
ОО «Физическое развитие»: разучивание пальчиковых и подвижных игр.
Место проведения: мини-музей или групповое помещение МАДОУ.
Аудитория: дети среднего дошкольного возраста.
Адресность: средний дошкольный возраст.
Материал:
Демонстрационный: иллюстрации с изображением диких и домашних животных, муляжи овощей, аудиозапись с музыкой.
Оборудование: магнитофон.
Используемые формы организации продуктивной деятельности детей: групповаяформа организации деятельности детей. Индивидуально-
дифференцированный подход к детям, испытывающим трудности при выполнении каких-либо заданий.
Методические приемы:
Словесный: организационный момент, вводная беседа, вопросно-ответная беседа, постановка проблемных вопросов, задания, пояснение, дидактические игры.
Наглядный: атрибуты, демонстрационный материал.
Практический:упражнение, игра, самостоятельное выполнение детьми задания.
Мотив детской деятельности: помощь бабине.
Ход занятия.
Воспитатель: Шумбратадо, эйкакшт!
Дети: Шумбратадо!
Воспитатель: Эйкакшт, сегодня я получила письмо от бабине. Она живёт в деревне и совсем уже старенькая, многое забывает. Вот и просит она нас помочь ей всё вспомнить. Поможем бабине?
Дети: Да.
Воспитатель: Но сначала поиграем с пальчиками.
Пальчиковая игра «Чеерне» (Пальчики по очереди загибаются в кулачок)
Те атине,
Те бабине,
Те церыне,
Те тейтерне,
Те чеерне.
Каштор, каштор, кекшсь чеернесь.
(На последних словах щекочется ладошка).
Воспитатель: Эйкакшт, скажите мне какое время года сейчас у нас?
Дети: Весна.
Воспитатель: А по-эрзянски?
Дети: Тундо.
Воспитатель: Тунда бабине любит гулять на улице. Да вот беда, она забыла какую одежду и обувь нужно обувать тунда. Подскажите, помогите бабине. Что ей нужно карсемс пильгс?
Дети: Кемть.
Воспитатель: А, что нужно одеть бабине?
Дети: Куртка, кофта, паця.
Воспитатель: Вадря, прявушкат.
Воспитатель: Бабине любит сажать на грядках овощи. А скажите какие эмежть посадит бабине на грядки?
Дети: Репс, помидора, модамарь, куяр.
Воспитатель: Вадря, прявушкат.
Воспитатель: Скажите мне, эйкакшт, а какого цвета наши овощи. Куярость кодамо тюссо?
Дети: Куярось пиже.
Воспитатель: А помидорась кодамо?
Дети: Помидорась якстере.
Воспитатель: А репсэсь кодамо?
Дети: Репсэсь ожо.
Воспитатель: Модамаресь кодамо?
Дети: Модамаресь тюжа.
Воспитатель: Вадря, прявушкат.
Воспитатель: Эйкакшт, у бабине живут домашние животные. Назовите их.
Дети: Скал, алаша, сея, киска, катка, туво.
Воспитатель: Вадря.
Воспитатель: А ещё, эйкакшт, около дома бабине большой лес. В нём живут разные животные. Давайте поиграем в игру «В зайчиков» («Нумолнесэ»).
Воспитатель: Эйкакшт, бабине любит ходить в лес. Да вот подзабыла она кто в лесу живёт. Помогите бабине вспомнить диких животных.
Воспитатель: Те кие?
Дети: Те овто.
Воспитатель: Те кие?
Дети: Ривезь.
Воспитатель: Те кие?
Дети: Те верьгиз.
Воспитатель: Те кие?
Дети: Те ур.
Воспитатель: Те кие?
Дети: Те нумоло.
Воспитатель: Прявушкат, теперь бабине может в лес идти и не бояться, всех диких животных вспомнили. Помогли мы бабине всё вспомнить.
Воспитатель: А теперь скажите, что мы сегодня делали?
Дети: Помогали бабине вспомнить овощи, одежду, домашних и диких животных, обувь, цвета.