ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Наша страна самая большая в мире. Её территория занимает 11,5 % земной поверхности. Здесь постоянно проживает более 145 миллионов граждан. Россия могучая, сильная и многоликая страна: населяют ее более 190 национальностей и владеют 230 языками. Народы – это сила и мощь государства, но и источник межнациональных противоречий, конфликтных очагов по национальному, расовому, религиозному признакам. Перед государством стоит большая проблема поликультурного воспитания и образования населения Российской Федерации. Важную роль здесь имеет система образования, как важнейший институт общественного производства и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества. На основании Конституции РФ, Законов РФ «Об образовании», «О языках народов», Концепции государственной национальной политики РФ, Национальной доктрины образования РФ, используя опыт зарубежных стран, была разработана Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации. Основная идея Концепции заключается в том, что вне зависимости от расовой, этнической, конфессиональной принадлежности все граждане России должны осознавать себя едино гражданской нацией, каждая личность гармонично сочетается с общественными и государственными интересами. Поликультурное образование – это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Целью такого образования является формирование умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, иметь равные права и свободы, мирно сосуществовать, изучать историю и культуру народов.
Проблема поликультурного образования существует во всем мире. Межнациональные конфликты, демографические изменения, нетерпимость этнических групп друг другу, взаимоотношения коренного населения и иммигрантов требуют эффективных форм воспитания толерантности и формирования межнациональной дружбы. Начальной базой поликультурного образования является дошкольное учреждение. Среди воспитанников есть много детей разных национальностей. Ребенок овладевает родной и русской речью, приобщается к родной культуре, знакомится с традициями и культурами других народов. Поликультурное воспитание в ДОУ – это психолого — педагогический процесс, который направлен на формирование высоконравственной личности, которая сможет оценивать, самостоятельно выработать жизненные позиции с учетом нравственных убеждений; это процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиции и норм и формирование национального самосознания. Основная цель учебно – воспитательной деятельности ДОУ – подготовить подрастающее поколение для жизни в демократическом, многонациональном поликультурном обществе, формировать культуру общения с людьми разных национальностей, приобщить детей к миру человеческих ценностей, осознанность ребенком своей принадлежности к мировым культурным ценностям. Значительный вклад в изучение вопроса формирования культуры межэтнического общения в общеобразовательной среде внесли отечественные исследователи, как И.А. Арабов, К.И. Бузаров, Ю.С. Кимов, А. Мусукаев, С.Б. Узденова, Е.Е. Хатаев, В.К. Шаповалов, Б.Г. Жогин, Т.Ф. Маслова, И.А. Шоров, Л.Л.Супрунова, В.В.Макаев, З.А.Малькова. В своей работе И.А. Арабов отмечает, что обучение с опорой на этническую культуру, изучение в педагогическом процессе этнокультурных ценностей позволяют удовлетворить познавательные потребности детей, создавать ситуацию их духовного комфорта, ощущение социальной защищенности, помогают в нравственном становлении и в гражданском самоопределении учащихся.
Важную роль в становлении личности ребенка играет компетентность педагога в вопросах поликультурного образования. Изучив индивидуальные особенности детей, особенности воспитания в семье, учитывая национальный состав детского коллектива, проблемы в отношениях между детьми, педагог строит свою работу по воспитанию и образованию культуры национального общения. Педагоги ДОУ, опираясь на труды исследователей, разработали поэтапный системный план по поликультурному образованию:
1 этап – ознакомление ребенка с культурой своего народа, понимание культурной идентичности. На этом этапе дошкольники знакомятся с культурой своего народа: народным декоративно – прикладным искусством, живописью, устным народным творчеством (фольклором), музыкальным фольклором, народными играми, танцами, с национальным костюмом.
2 этап – ознакомление с культурами родного края. Дети знакомятся с культурами народов региона, где он проживает. В дошкольном возрасте дети открыты любой культуре, вопрос о терпимости не встает.
3 этап — постепенная подготовка ребенка к преодолению территориальной ориентации. Ребенок развивается и растет в обществе, где много культур разных народов мира.
Работа в ДОУ по поликультурному образованию ведется по направлениям:
— вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ (установление партнерских отношений с семьями дошкольников; повышение грамотности родителей по вопросам образования; общение с представителями разных национальностей);
— профессиональная подготовка педагога (консультации, педагогические часы, оформление национального уголка в группах ДОУ и национального музея при сотрудничестве семей воспитанников)
— образовательные технологии по поликультурному образованию (проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии, информационно — компьютерные технологии)
— создание предметно — пространственной среды (картотеки народных игр, пословиц, поговорок; книги, соответствующие поликультурному образованию; картины, иллюстрации, открытки, коллекция кукол в народных костюмах, игрушки — образцы народных промыслов).
В процессе поликультурного образования осуществляется приобщение ребенка к родной культуре, а от нее – к российской и мировой. Международное общество выработало основной принцип поликультурного образования: человек должен знать свои корни и уважительно относиться к другим культурам. Великий русский ученый М.В. Ломоносов подчеркнул: «Народ, не знающий прошлого, не имеет будущего».
Таким образом, формирование основ поликультурного образования и воспитания требует огромных усилий, поэтапной работы, начиная с семьи и ДОУ, школы, вуза и т.д. Стремление и умение жить в дружбе, уважать друг друга, изучать историю и культуру народов, сохранить и развивать культурное наследие человечества, укреплять межнациональное сотрудничество, уметь вести диалог между культурами — это и есть основа поликультурного образования и воспитания российского общества и мирового сообщества. Благодаря системной, целенаправленной, компетентной работе педагогов ДОУ, спокойно и дружелюбно идет воспитательный и образовательный процесс поликультурного образования.