Конспект занятия по математическому развитию "Юные математики"
Обучающие задачи:
Упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 20, продолжать учить составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. Учить выделять в задачи условия, вопрос, ответ.
Закреплять знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года, части суток. Закрепить знание детей о знаках, «>», «<» и «=»; умение писать графический диктант.
Развивающие задачи:
Развивать воображение, смекалку, зрительную память. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями. Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методы и приемы:
Словесный: вопросы, беседа, пояснения.
Игровой: сюрпризный момент, игра «Не зевай, быстро отвечай» (с мячом), физминутка «Найди нужный ответ!»
Практический: решение задач и примеров, графический диктант.
Оборудование: цифры от 1 до 20, предметные картинки, коробки с раздаточным материалом, тетрадный лист в клетку 1/2, мяч; карточки с геометрическими фигурами, карточки с примерами, магнитофон,4 обруча; карта-схема, медали.
Ход занятия.
Организационный момент.
Давайте за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется!
-Доброе утро, ребята!
-Доброе утро, Елена Викторовна!
— Ребята, вот и близится к концу наш учебный год. Вы стали взрослее, умнее, смекалистее. Давайте, сегодня мы с вами покажем все наши знания и умения, которые вы получили?
— Для начала мы поиграем с вами в игру «Не зевай, быстро отвечай»
1.Нужно правильно и быстро ответить на мой вопрос. (Воспитатель, задав вопрос бросает мяч ребенку, ответив — ребенок возвращает мяч).
Вопросы:
— Сколько дней в неделе?
— Сколько времен года?
-Софья, посчитай от 1до 10
— Катя, посчитай от 10 до 20; — обратный счёт от 10; — назовите соседей чисел 5, 3, 6, 8; — назовите предыдущее число чисел 8, 2, 6; — назовите последующее число чисел 3, 5, 7.
— Назовите день недели, который я пропустила: «Понедельник, вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье»(четверг).
— Назовите шестой день недели, третий.
— Ребята, что длиннее неделя или месяц?
— Назовите летние месяцы, весенние.
Назовите лишнее слово в ряду слов:
а) зима, среда, весна, лето, осень;
б) один, два, три, круг, четыре, пять;
-Ребята, а какой прибор показывает время? (Часы)
— Для чего нужны человеку часы? Для чего нам нужно знать время?
— Как устроены часы?
— Что показывает маленькая стрелка?
— Что показывает большая стрелка?
— Вспомните, какие части суток вы знаете?
— Вы справились с этой игрой. Молодцы!
2.- А теперь давайте присядем за столы. И посмотрим, как вы научились решать задачи.
— Давайте вспомним, что такое задача. Из каких частей она состоит? (условие, вопрос)
— Что такое условие? (Условие, это то, что уже известно)
— Что такое вопрос задачи? (Вопрос, это то, что нам неизвестно, и то, что нужно найти)
— Хорошо! Как вы думаете: почему загадку нельзя назвать задачей? (В них нет вопроса, решения. В загадке все известно. Загадки отгадывают, а задачи решают).
— Послушайте задачу: “ На столе лежало 3 груши и 2 яблока.
Сколько всего фруктов лежало на столе?”.
— Какие фрукты лежали на столе?
— Сколько их?
— Положите столько прямоугольников, сколько было груш.
— Положите столько кругов, сколько было яблок.
— Еще раз скажите, как называется эта часть задачи?
— Какое решение задачи? Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько всего овощей?( Нужно сложить, объединить, прибавить: 3 + 2 = 5)
— Запишите решение задачи с помощью чисел и знаков. Ксюша прочитай решение.
— Теперь можно ответить на вопрос задачи? Давайте проговорим ответ задачи полным предложением. ( Всего 5 фруктов.)
— Сейчас я вам запишу пример, а каждый из вас попробует составить задачу.
(6-2=4)
— Вы снова справились с заданием.
3.- Следующие задания вам нужно выполнить на доске. Заполните пропуски, вставляя пропущенный знак.3+5 8, 8 1=7, 2 2=4, 7 2=5, 10-3 7, 4+4 8, 11 3=14, 6 4=10.Вы отлично справились и с этим заданием!
4.Физминутка «Найди нужный ответ!»
-Перед вами 4 обруча, в каждом из них лежит цифра. Вы под музыку гуляете. Как только музыка закончилась, вы подходите к столу. Берете карточку с примером и решаете его. Затем встаете возле того обруча, цифра которого соответствует вашему ответу в примере.
5.– Следующее задание будем выполнять у мольберта. Давайте подойдем к нему.
-Вам нужно сравнить количество предметов используя знаки >,<, =.
-Рома, какой знак ты поставил? Почему? И т.д.
6.-Подойдем к другому мольберту. На данном мольберте нужно изобразить картину с помощью геометрических фигур.
— Ваня, поставь круг в верхний левый угол.
— Саша, поставь прямоугольник в правый нижний угол.
— Рома, поставь треугольник в левый нижний угол.
— Матвей, поставь овал в правый верхний угол.
— Лера, поставь квадрат в середину.
— Настя, поставь многоугольник между кругом и овалом.
— Ева, поставь трапецию под квадратом.
— Молодцы.
7.- И последнее задание. Графический диктант. Берём листочек в клеточку. Но сначала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
1,2,3.4,5
Вышли пальчики играть.
Раз в ладошки хлопнем,
Два закроемся в замок
Три сыграем в барабан
А четыре-как в баян.
Ну, а пять- мы начнем писать.
— Слушаем меня очень внимательно и выполняем. От точки.
1 клеточка вверх
3 клеточки влево
3 клеточки вниз
3 клеточки вправо
4 клеточки вниз
3 клеточки влево
-На эти оценки я надеюсь, вы будете учиться в школе. Хорошо! Все справились, что у вас получилось?
Вот мы и справились со всеми заданиями.
8.Схема. Сюрпризный момент:
-Ребята, подойдите ко мне. Ой, смотрите, тут какая-то карта. Давайте мы пройдем путь, который на ней указан и посмотрим, куда приведет нас данная схема. (воспитатель читает схему, а несколько человек выполняют его).
Схема: от двери 5 шагов вперед. Повернитесь налево. Пройдите еще 5 шагов вперед. Повернитесь направо. Пройдите 3 шага вперед.
— Посмотрите, что лежит на шкафчике? Это медали. Что написано на медалях, прочитайте.
Дети: К школе готов!
Итог.
— Чем мы сегодня с вами занимались? Понравилось вам занятие? Что было трудным?