Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
«В произведениях народного творчества
особая воспитательная ценность,
влияющая на формирование духовных и
патриотических чувств»
Р.И.Жуковская
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием нравственно-духовной сферы, ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, трудолюбивым, честным, уважительным, ответственным.
Воспитание у ребенка духовно-нравственных качеств личности, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики в современных условиях.
Именно в дошкольном детстве закладываются основы личности, именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие является благоприятным для нравственного воспитания.
В настоящее время наблюдается потеря значимости таких жизненно важных ценностей, как гражданственность, патриотизм, любовь, дружба, великодушие.
Вечные ценности: ДОБРО, ИСТИНА, КРАСОТА – постепенно отодвигаются на задний план.
Научить ребенка чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего рядом, воспитывать любовь и доброжелательное отношение к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства – одна из главных задач педагога.
Размышляя о значении народного творчества, я пришла к выводу, что только через искусство своего народа лежит путь к нравственности и духовности.
Я пришла к выводу, что дети должны знать национальное искусство мордовского народа и у них должны быть сформированы представления о декоративно-прикладном искусстве других народов, живущих рядом с ними и тем более воспитать у них уважительное и доброжелательное отношение друг к другу.
Таким образом, обозначилась тема моего проекта «Народное творчество — детям».
На сегодняшний день эта проблема актуальна. Актуальность заключается:
— в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личности, просвещение родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания. Именно в этот период важно заложить в душу ребёнка любовь к родной речи, природе, уважение к традициям, к старшему поколению.
— во-вторых, декоративно – прикладное творчество народов родного края является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю
— в- третьих, в настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.
— в-четвертых, народная культура близка детям, доступна их пониманию. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей эстетическое отношение к человеку, природе, искусству в целом.
В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т. д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.
Важно, чтобы дети поняли, что в народном искусстве из поколения в поколение передаются не только приемы ремесла, но и мировоззрение, и духовна культура народа. Окружающие ребенка предметы, пробуждающие и воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть традиционными, т.е., так или иначе связанными с народными традициями. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они часть родного народа.
Правильно организованная работа помогает сформировать у детей чувство национальной гордости, а также гордости от сознания своей принадлежности к мордовскому народу.
В группе созданы все необходимые условия для ознакомления дошкольников с жизнью, национальным творчеством мордовского народа и другими народами Поволжья.
Но дошкольник без помощи взрослого не может приобщиться к опыту художественной деятельности, которые накапливаются человечеством, поэтому я выбрала следующие направления в работе:
— расширить знакомство детей с изделиями художественных народных промыслов;
— познакомить с национальными орнаментами декоративно-прикладного искусства народов республики;
— учить самостоятельно создавать изделия по мотивам декоративно-прикладного искусства народов, живущих в нашей республике.
Перед собой была поставлена цель: Развивать у детей познавательный интерес к мордовскому народному декоративно-прикладному творчеству, создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.
Из цели вытекают задачи:
1.Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов.
2.Познакомить детей с декоративно-прикладным творчеством мордовского народа (вышивка, роспись, игрушки и.т.д).
3. Развивать навыки художественного творчества детей.
4.Воспитывать любовь к мордовскому прикладному искусству, уважение к работам народных мастеров.
Знакомство с декоративно-прикладным искусством в моей группе начинается с уголка национальной культуры.
Мною были определены формы работы с детьми:
1. Непосредственно образовательная деятельность. Формы проведения разнообразны:
— путешествие по городам и селам, знаменитых своим художественным промыслом;
— экскурсии на выставку, в музей, сказку;
— превращения в мастеров, художников.
Знакомила детей с характерными признаками национальной одежды, обуви и предметов быта. Дети знают, какую одежду носили народы издавна, научились различать и называть головные уборы, одежду, украшения.
В совместной деятельности предусматривались:
1. Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности.
2. Рассматривание орнаментов, репродукций изделий, вышивок, украшений, изделий из бересты, игрушек народных мастеров.
3. Рассматривание альбомов, журналов.
4. Дидактические и сюжетные игры «Одень куклу», «Поход в музей».
5. Драматизация сказок, показ кукольных спектаклей.
6. Праздники и развлечения.
7. Тематические вечера нравственной и национальной направленности
8. Экскурсии и целевые прогулки.
9. Выставки.
Работа, проводимая по ознакомлению детей с творчеством мордовского народа, предполагает не только дать детям представления о специфике национального искусства, но подчеркнуть общие черты в искусстве других народов (русских, татар).
Знакомя детей с изделиями народных промыслов, стараюсь приобщать детей к искусству народов разной национальности, помочь им войти в мир прекрасного, учу видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждаю потребность любить и радоваться жизни.
Я вижу, что соприкосновение с народным творчеством обогащает ребят, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Ведь познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства радости, восхищения, восторга, формируются образные представления, развивается мышление и воображение.
Вместе с тем, в процессе ознакомления с народным творчеством у детей формируются гуманные качества (доброжелательность, милосердие, уважение) к народам разных национальностей.
Я убеждена, что та любовь к народному творчеству, которую я стараюсь привить своим подопечным в детстве, лейтмотивом пройдет через всю жизнь, обогащая ее яркими, позитивными эмоциями.
Я, как воспитатель, верю, что мои воспитанники, в которых я заложила зерно доброго, человеческого, прекрасного, вырастут настоящими людьми.
Литература
1.Алешина Н.В., Патриотическое воспитание дошкольников. – М., ЦГЛ, 2004.
2. Кондрыкинская Л.А… С чего начинается Родина? М., Творческий центр «СФЕРА», 2003.
3. Островская Л.Ф. Нравственное воспитание дошкольников, М., «Просвещение», 1987.
4. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников, М., «Просвещение», 1989.
5. Островская Л.Ф. Растить гражданина, М., «Просвещение», 1989.
6. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью, М., «Просвещение», 1987.
7. Комарова Т.С., Саккулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду, М., «Просвещение», 1982.
8. Богатеева З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. М., «Просвещение», 1982.
9. Журнал «Дошкольное воспитание», 2,6/2004, 1,2/2005, 2/2006.
10. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением», №5/2005.