Модель занятия по развитию речи Тема: Составление рассказа на тему «Не боимся мороза»
Модель занятия по развитию речи
Тема: Здравствуй, зимушка зима (приметы, зимний гардероб)
Составление рассказа на тему «Не боимся мороза»
Программное содержание: Связная речь: учить рассказывать по картине не повторяя рассказы друг друга; Словарь и грамматика: учить выделять при сравнении явлений существенные признаки; знакомить с многозначностью слова; Звуковая культура речи: учить правильному произношению звуков С-Сь, З-Зь; дифференцированию их на слух, подбирать слова с этими звуками. Развивать последовательное грамматически правильное выражение своих мыслей. Воспитывать любовь к зимним забавам.
Словарная работа: слова со звуками С, З: снежная, морозная и т.д.
Методы и приемы: Рассматривание картины, беседа по содержанию, рассказы детей, художественное слово, игра, хоровое повторение с разным темпом, оценка, итог занятия
Оборудование: Картины «Не боимся мороза», «Саша и снеговик»
Предварительная работа: Беседа с детьми о зимних играх (игры со снегом), подвижная игра «Снайпер»
Литература: Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет/Под ред. О.С. Ушаковой. М.:,2014. С.163
Ход занятия:
-Здравствуйте!!! Ребята, давайте поприветствуем, друг друга и тех, кто у нас находится в гостях.
В этот чудный зимний день
Нам здороваться не лень
Шлем привет мы всем вокруг.
Я твой друг и ты мой друг!
Шлем привет мы всем гостям.
Очень, очень рады вам!
Ребята, а какое время года?
-А за что вы любите зиму?
-А горки мы делали из снега?
Давайте и мы с вами построим горку, но не простую, а волшебную из этих комочков. Чтобы получить комочек, надо выполнить моё задание.
— Назовите признак к слову ЗИМА….зима какая?
СнежнаяСуроваяМорознаяКрасиваяНаряднаяХолоднаяВьюжная *Белоснежная*Сказочная
*Волшебная
-Назовите подходящий признак к слову СНЕГ….снег какой?
СНЕГ какой?
ПушистыйБелыйЛегкийМягкий • ХолодныйРассыпчатыйЛипкий • ИскристыйХрустящийСеребристыйМокрый — Ребята, что у нас получилось? (снежная горка).-Мы построили что. (снежную горку).
— Мы идём кататься на чём (на снежной горке).
— Мы любуемся чем? (снежной горкой.)
— Нет лучше нашей. (снежной горки).
— Какие вы молодцы, назвали много разных слов, высокая горка у нас получилась. Запомните все эти слова, они нам сегодня пригодятся.
— Вы знаете, а ведь в настоящей картинной галерее есть экскурсовод, который интересно рассказывает всем посетителям о картинах. А вы хотите попробовать стать экскурсоводом, составить и рассказать рассказ по картине? (Да)
— Сегодня мы с вами будем составлять рассказ, по картине. «Не боимся мороза»
— Я начну, а вы мне поможете, и расскажите лучше, чем я.
— Посмотрите внимательно. Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете? (На картине зима, потому что снег идет. Снег лежит на земле, на деревьях).
— Какое слово вам больше понравилось про снег.? (пушистый., липкий и т.д.
Слушайте моё первое предложение.
1.Однажды, зимой, выпало много пушистого снега. (снежинка, снег)
Повторите это предложение.
— Давайте мы с вами посмотрим…. Скажите, а что вы видите на переднем плане картины.? (показываем рукой). Кто это? (девочки)
— Давайте придумаем им имена. (Маша и Катя)
-Куда вышли Маша и Катя?
— Маша и Катя вышли на прогулку во двор, чтобы …
Продолжите предложение со словом, чтобы, но начни предложение с начала красиво.
Послушайте моё предложение.
2. Маша и Катя вышли на прогулку, чтобы слепить снежную бабу.
— Какие дети на картине? (счастливые, радостные).
— А почему они радуются?
Послушайте моё предложение.
3. Девочкам радостно, потому что лепят снеговика, вместе!
Повторите.
— Посмотрим на горку.
— Как зовут девочку? Вика..
— Девочки старше, а Вика (младше). Значит Вика маленькая.
— Горки бывают низкие, а бывают (высокие).
Внимание.
— Составьте предложение, со словосочетанием, маленькая Вика и высокая горка. Какое можно придумать предложение со словами маленькая Вика и высокая горка?
Я вам помогу… Давайте составим предложение вместе.
Слушайте….
4. Маленькая Вика, катается на санках, с высокой, горки.
— Кого вы ещё видите на картине.
Это ёлка…
На которой сидит ворона.
На какой ветке, сидит ворона? (на еловой ветке). Молодцы!
— Если ветка засыпана снегом, то ветка какая?
— Я дарю вам новое словечко. Приготовьте ладошки. (заснеженная)
— Спрячьте это словечко у себя в ладошке. Посмотрите, кто сидит на еловой веточке? (ворона).
-Что делает ворона?
Послушайте моё предложение.
5. На заснеженной, еловой ветке, сидит ворона и клюёт сочную, сладкую рябину.
Повторите, пожалуйста.
— Долго гуляли девочки. Вика покаталась на санках, помогла девочкам достроить крепость, и они довольные, ушли домой отдыхать.
6. Всем девочкам, весело и радостно, гулять зимой, они не боятся мороза!
Повторите пожалуйста.
— Какую красивую горку мы с вами построили в начале занятия. Скатимся с неё. Вставайте парами на разминку.
Физкультурная пауза.
(дети встают в круг, парами)
— Я сейчас расскажу вам рассказ по этой картине
1. Однажды, зимой, выпало много пушистого снега.
2. Маша и Катя вышли на прогулку, чтобы слепить снежную бабу.
3. Девочкам радостно, потому что лепят снеговика, вместе!
4. Маленькая Вика, катается на санках, с высокой, горки.
5. На заснеженной, еловой ветке, сидит ворона и клюёт сочную рябину.
6. Девочкам, весело и радостно, гулять зимой, они не боятся мороза!
— Я вам подарила новое словечко…заснеженная.
— Мне будет приятно, если вы моё словечко запомнили…
— А давайте теперь вы составите рассказ по картине.
— А сейчас мы послушаем как лучше меня, нам расскажут…. (воспитатель вызывает двоих)
— Кто из вас начнёт?
— Мне понравилось, молодцы!!!
— Кто ещё хочет рассказать?
— О каком времени года мы с вами говорили?
-Что больше всего вам понравилось?
— Сегодня мы с вами составили рассказ по картине «Не боимся мороза».
— Вечером, эту картину, ваши родители, получат по электронной почте, и вы станете, экскурсоводами для своих родителей!
— Я сегодня хочу вас похвалить, вы прекрасно составили рассказ, спасибо вам большое.