Современные образовательные технологии в воспитательно-образовательном процессе
- §Метод проектов
Образовательная технология, которая позволяет создавать естественную среду для формирования у дошкольников интегративных качеств (личностных, интеллектуальных, физических). Уникальность использования технологии в детском саду в том, что она позволяет развивать у детей не только личностные, интеллектуальные, физические качества, но и способности разрешения проблем в самостоятельной и совместной деятельности детей.
Цель метода проектов — направить познавательную деятельность воспитанников на определенный и запланированный результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы.
- §Детская исследовательская деятельность по технологии Савенкова А.И.
Данная методика оригинальна, интересна, результативна и дает возможность способствовать развитию одаренности ребенка. Предлагаемая методика позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых этапах. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей простым вариантам наблюдения и экспериментирования, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности — от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Она позволяет научить ребенка наиболее рациональному варианту поиска информации.
Через специальные упражнения в разных видах деятельности у детей дошкольного возраста развиваются определенные умения:
— видеть проблемы;
— выдвигать гипотезы, строить предположения;
— задавать вопросы;
— оперировать понятиями «явление», «причина», «следствие», «событие», «обусловленность», «зависимость», «различие», «сходство», «общность», «совместимость», «несовместимость», «возможность», «невозможность» и др.
— классифицировать.
— наблюдать.
— делать выводы и умозаключения.
- §ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технология
Теория решения изобретательных задач – педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности.
Одна из самых важных задач образования на современном этапе – воспитание личности нового типа – творчески активной, свободно мыслящей, мобильной, т.е. способной адаптироваться в условиях быстро меняющихся обстоятельств жизни. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Особенностью технологии является – системное рассмотрение темы с разных точек зрения в проблемном диалоге, систематизация имеющихся знаний. Большое внимание уделяется использованию схем, таблиц, условных обозначений, игровых технологий, инсценирование и моделирование ситуаций, выполнение практических работ – всё это делает занятия увлекательными и разнообразными.
- §Информационно-коммуникационные технологии
Это технологии использования специальных способов, программных и технических средств (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией. Использование ИКТ в образовательном процессе предполагает:
— использование глобальной сети Интернет– это позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным;
— использование развивающих компьютерных программ – это позволяет увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение;
— использование мультимедийных презентаций — это позволяет представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Цель такого представления развивающей и обучающей информации — формирование у малышей системы мыслеобразования. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование во время образовательной деятельности мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.
- §LEGO конструирование
Строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников. ЛЕГО-конструирование — это практическая творческая деятельность, развитие умственных способностей, которые проявляются в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Лего-конструирование – это воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, воображения, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески.
- §Метод наглядного моделирования
В его основе лежит использование заменителя (модели), в роли которого могут выступать геометрические фигуры, схемы, чертежи, планы, условные обозначения, стилизованные и силуэтные изображения, пиктограммы, другие предметы.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия, научиться работать с ними. Это особенно важно для детей дошкольного возраста, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
- §Технология опроса: интервью
Применение интервью на занятиях с детьми знакомит их с правилами ведения диалога (дети должны выслушать собеседника, вовремя вставить реплики, вопросы, подходящие по смыслу, продолжить линию беседы).
В то же время в интервью ребенок учится:
- ÞПланировать свою речь;
- ÞПонимать различные ситуации общения;
- ÞПрактически усваивать вопросно-ответную форму, что помогает соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания;
- ÞСовершенствовать навыки использования невербальных средств общения;
- ÞОвладеть простыми синтаксическими моделями фраз;
- ÞВырабатывать и закреплять правильное речевое дыхание при ведении диалога;
- ÞОбогатить словарный запас;
- ÞУстранять аграматичное использование слов в структуре связного высказывания;
- ÞОвладевать связным описательным и последовательным рассказом об увиденном, умением пользоваться различными типами предложений.
Метод интервью позволяет детям в эмоционально-психологическом плане:
- ÞРазвивать личностные качества;
- ÞУчить преодолевать скованность;
- ÞБыть активным и самостоятельным собеседником;
- ÞРазвивать уверенность в себе и своих высказываниях, умение строить диалог и устанавливать эмоциональный контакт, а также культуру общения и речи;
- ÞУстранять избыточное психоэмоциональное и мышечное напряжение вне речи и во время её.
- §Лэпбук
Лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.
Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
- Þполифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
- Þпригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого, как играющего партнера);
- Þобладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой, окружающим миром и т.д.;
- Þявляется средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- Þвариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- Þего структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
- Þобеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:
- Þвключенность воспитателя наравне с детьми;
- Þдобровольное присоединение детей к деятельности;
- Þсвободное общение и перемещение детей во время деятельности;
- Þоткрытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе.