Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников

Проблема нравственно-патриотического воспитания дошкольников обсуждается сегодня все чаще. Актуальна ли сегодня эта проблема?

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Поэтому главная задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых. От того, какими впечатлениями и знаниями его обогатят.

Академик Д. С. Лихачёв пишет «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, к своей Родине. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время. Когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний нам, педагогам, особенно необходимо сделать акцент на на воспитание и формирование патриотических чувств у дошкольников.

Дошкольный период– наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, для которого характерны наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений, детские образы восприятия очень яркие и сильные и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.

Потому-то всё, что усвоено в дошкольном периоде, — знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и связывают маленького человека со своим народом, со всей страной. Потому настоящих патриотов своей Родины лучше всего воспитывать с детства. И этот процесс формируется с дошкольного возраста воспитанием любви к своей Родине.

В нашем дошкольном учреждении патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.

Большую роль в нравственно – патриотическомвоспитании дошкольников играют праздники и развлечения в детском саду и в целом музыкальное воспитание. Через музыкальные занятия, праздники мы воспитываем любовь к своей стране, к родному дому, детскому саду, родной улице, к своему городу, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов.

Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет и помогает окружающая атмосфера. Помимо этого формирование таких качеств как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе постоянно осуществляется на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования» — сказал Аристотель. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и возрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, к семье, истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких – тех, кого называют соотечественниками.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и быта человека, находящегося в рамках конкретной социальной культуры. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей среде и культуре своей страны, к быту своего народа и поэтому базой для формирования патриотических чувств являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу. А музыка способна воздействовать на чувства и настроение ребенка, способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.

В наше непростое время проблема патриотического воспитания обсуждается и поднимается все чаще. Ее актуальность очевидна, так как в современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте и милосердии, справедливости. Большинство детей дошкольного возраста на вопрос «кто является героем?» отвечают – «терминатор, человек-паук, черепашки-ниндзя». Хотя вокруг нас герои, достойные уважения и почестей – это герои ВОВ, это простые люди, совершившие подвиги в настоящее непростое время – спасти человека из огня, помочь пожилому человеку, да просто жить достойно – в этом и заключается цель патриотического воспитания в целом.

Цели по формированиюнравственно-патриотического чувства в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста звучат следующим образом:

1.Формирование патриотических чувств через всестороннее гармоничное развитие.

2.Воспитание гуманных чувств у детей.

3.Формирование социальной активности самостоятельной интеллектуально-развитой личности.

4.Приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

  • Задачи представляют собой:
  • 1.Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду;
  • 2.Развитие познавательных, художественных и творческих способностей детей через ознакомление с музыкальными произведениями;
  • 3.Побуждение детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через речь, творческое движение;
  • 4.Воспитание потребности в познавательной активности через восприятие произведений искусства.
  • 5.Формирование уважительного отношения к старшему поколению, героическому прошлому через прослушивание музыкальных произведений военных лет, музыкальных произведений, посвященных героям великой отечественной войны.
  • 6.Повышение эмоционального отношения к миру, социальной успешности детей через слушание музыкальныхпроизведений.
  • 7.Осуществление индивидуального подхода к личности ребёнка через постановку различныхмузыкальныхномеров.
  • 8.Побуждение родителей к сотрудничеству и непосредственному участию в музыкальных мероприятиях.
  • 9.Формирование музыкальной культуры на основе знакомства с различными жанрами музыки;
  • 10.Совершенствование певческого голоса, навыков сольного пения.
  • 11.Развитие чувства ритма, умения передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание.
  • 12.Развитие умения исполнять мелодии на детских музыкальных инструментах.
  • Что же дадут реализованные цели и задачи, поставленные нами:
  • 1.У воспитанников постепенно будут сформированы нравственные ценности по отношению к себе, своей семье, сверстникам, взрослым, родному городу, краю, природе.
  • 2.Усилиться взаимосвязь в вопросах воспитания между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания своих детей, и, что важнее всего, притворят их в жизнь.
  • 3.Расширятся знания и представления о родном городе.
  • 4.Проводимые в тесном сотрудничестве с семьей мероприятия разовьют в ребенке уверенность в себе, сформируют социально значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки.
  • 5.У детей сформируется чувство гордости за свой город.
  • 6.Дети будут с уважением относиться к труду взрослых.
  • 7.Дети полюбят природу родного края и будут бережно относиться к ней.
49
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!