Конспект нод по аппликации в старшей группе .Тема:" Мордовская рубашка" ( панар)
Аппликация в старшей группе
Тема: « Мордовская рубашка» (панар)
Цель: Формировать интерес и технические навыки в аппликации, как отдельных элементов мордовского орнамента, так и в построении отдельных композиций узора.
Задачи:
- 1.Обучающие:
- Учить создавать мордовский орнамент, используя полоски, треугольники, собирать розетку из отдельных элементов.
- Учить делать треугольник из квадрата путём разрезания по диагонали по намеченным линиям.
- Продолжить учить детей работе с ножницами, клеем.
- 2.Развивающие:
- Вызвать интерес к аппликации, развивать творческие способности детей.
- • Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, организованного поведения.
3. Воспитательные:
Воспитывать патриотические чувства, прививать бережное отношение к истории и культуре мордовского народа, эстетическое восприятие.
Предварительная работа: разучивание стихов, проведение бесед, игр, экскурсия в мини музей детского сада
Оборудование и материал:
Демонстрационный: мордовская рубашка ( Панар)
Раздаточный: раскраски, вырезанные детали герба Саранска, материал для изготовления модели флага Мордовии.
Методические приемы:
• Словесные: беседа, рассказывание, вопросы, чтение стихов.
• Наглядные: рассматривание, показ.
Словарная работа:
Панар (рубаха), орнамент, элемент. Вай, кодамо мазы! Пек вадря!
Материал:
Мордовский народный костюм, кукла в национальной одежде.
Ход занятия
Воспитатель: Шумбратадо ягат! (Здравствуйте, друзья!)
Ребята, к нам в гости пришла кукла мордовочка. Посмотрите, какая она красивая, в яркой одежде. Такую одежду мордовские красавицы надевали на праздники. Что это за одежда?
(ответы детей)
Воспитатель: Это рубаха – панар, головной убор – панго, пояс-каркс или пулай.
Воспитатель: Когда мордовочки шли по улице, про них в старину говорили: «Мордовочку сначала слышали, а потом только видели…»
Сегодня мы будем украшать одежду для подружек нашей мордовочки, не простую одежду, а праздничную.
Как украшалась одежда? (предполагаемые ответы детей)
(Узорами, вышивкой мордовских мастеров)
— В каких местах на рубахе вышивали мордовский орнамент?
(На вороте, рукавах, подоле)
— Какие элементы (знаки) вышивали на мордовских рукавах?
(Кресты, галочки, полоски, ромбы)
— Ребята, какие цвета использовали мордовские мастерицы?
(дети называют)
В мордовской вышивке выделяют три цвета: Желтый, черный, красный.
-Желтый цвет — цвет тепла и жизни на земле (зарождение).
-Черный цвет- цвет земли, земледелия (хлебороба).
-Красный цвет- цвет любви и жизнелюбия (согласия и мира, созидания)
Воспитатель: В старые времена на подол рубахи пришивали узорные полосы, на которых вышивали элементы – знаки. Знаки были разные.
Что они означали?(Знак солнца, знак земли, знак воды, знак засеянного поля — крестики, галки)
— Посмотрите, какие красивые узорные полосы были на мордовской народной одежде.
— Для чего изображались эти знаки? Ответы детей.
(они оберегали женщин)
Поэтому сегодня мы будем украшать рубаху мордовским орнаментом.
Дети под музыку садятся за столы.
Воспитатель: Ребята, перед вами лежат заготовки нашей будущей рубашки (панар). А так же, лежит цветная бумага двух цветов красная и черная, её мы и будем использовать в работе.
Чтобы сделать нам орнамент, мы берем бумагу, вырезаем квадраты, затем их разрезаем по диагонали по намеченным линиям, и получаем треугольники, вырезаем полоски для орнамента, вырезаем заготовки для розетки их должно быть 4 штуки.
Составляем узор на наших «панарах», соблюдая композицию мордовского орнамента и только потом, поэтапно начинаем приклеивать все детали к рубахе (панар).
Клеем работаем аккуратно, пользуйтесь салфеткой.
Самостоятельная работа детей проходит под музыку.
Дети аккуратно вырезают квадратики, полоски, элементы для розетки. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно работали ножницами, соблюдали композицию орнамента.
Физкультминутка
Тят стирнят, тят церанят
Синь тиихть зарядка.
Молихть, ласькихть, комотнихть
И кармайхть шумбрат.
Воспитатель: Молодцы ребята, мы немного отдохнули, можем работать дальше.
Дети заканчивают свои работы.
Под веселую мордовскую музыку входит мордовочка и созывает всех детей. Дети выстраиваются полукругом.
Итог занятия.
Мордовочка просит примерить у детей «панар». Дети сами выбирают ту или иную работу. Мордовочка хвалит «примеряет» замечательные, яркие, красивые мордовские рубахи «панар».
Спрашивает, что дети делали сегодня в своих мастерских. Как называется рубаха на мордовском языке?
Что понравилось детям во время работы?
Литература:
1. Бурляева О. В., Щемерова Н. Н. «Мы в Мордовии живем». Примерный региональный модуль программы дошкольного образования. -Саранск 2011