"Урок безопасности" 2 класс
Цель урока: ознакомление с понятием терроризм, видами террористической угрозы. Подготовка детей к действиям в экстремальных и опасных ситуациях.
Задачи урока:
1. Образовательная:
— формировать знания о видах террористических угроз;
— установить, каким образом можно противодействовать терроризму и как уберечь себя и своих близких в случае возникновения подобной ситуации;
— усвоить ПП во время возникновения теракта, при обнаружении подозрительных предметов.
2. Развивающие
— развитие навыка безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
— уяснить и закрепить навыки действий в различных чрезвычайных ситуациях.
3. Воспитательная:
— понимать, как важно проявлять гражданскую бдительность;
— формировать к окружающему миру отношение, в основе которого лежат духовные и моральные ценности, толерантность;
— воспитывать милосердие к жертвам терактов;
— расширить кругозор детей знаниями о человеке, обществе, культуре.
Формируемые УУД
Планируемые предметные результаты:
— понимание, как вести себя в непростой ситуации угрозы теракта. Практическая отработка навыков безопасного поведения обучающихся в различных чрезвычайных ситуациях
Планируемые метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: овладение способностью формулировать цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Познавательные УУД: уметь рационально запоминать, действовать по алгоритму.
Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, уметь приводить аргументы; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Личностные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Тип урока:
Урок усвоения новых знаний.
Оборудование урока: плакаты по БЖД, памятки с ПП при возникновении чрезвычайных и опасных ситуаций. Мультимедийный проектор, экран, компьютер.
Ход урока
1.Организационный момент
— Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на нашем первом уроке — Уроке безопасности. Он посвящен правилам поведения в повседневной жизни и действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.
Почему так важно каждому человеку знать и уметь себя защищать в опасных ситуациях? (Ответы детей)
Сделаем выводы.
1. Безопасность личной жизни. Знание основных правил безопасного поведения позволяет нам уберечь себя от различных опасностей и предотвратить возникновение несчастных случаев. Знания о пожарной безопасности, правилах дорожного движения, меры предосторожности при работе с электричеством и другие аспекты безопасности помогают нам избежать потенциальных опасностей.
2. Защита окружающих. Знания и навыки по безопасности помогут нам оберегать себя, защищать других людей. Ведь мы можем оказать пострадавшим помощь, спасти жизни.
3. Предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций. Знание и соблюдение правил безопасности помогут предотвратить чрезвычайные ситуации.
4. Улучшение качества жизни. Общее самочувствие будет улучшаться, если ты чувствуешь себя в безопасности, ведешь здоровый образ жизни.
5. Самоуверенность и спокойствие. Мы будем чувствовать себя спокойно, если знаем, как действовать в случае чрезвычайной ситуации или опасности.
2. Актуализация опорных знаний
Давайте повторим основные правила, которые в различных ситуациях делают нашу жизнь безопасной. (Работа с плакатами, дети формулируют правила самостоятельно, комментируют ответы одноклассников, приводят аргументы).
Алгоритм действий при возникновении пожара в здании школы (дети повторяют этапы эвакуации)
Проведение тренировки.
Как вызвать специальные службы
3. Изучение нового материала
— Ребята, знаете ли вы, что такое терроризм?
Терроризм — жестокое преступление. Это страшное слово особенно часто мы слышим со времен СВО. Приведите пример, как вы понимаете слово терроризм, подберите подходящие по смыслу слова.
Слово «террор» в переводе с латыни означает «ужас». Террористы — это крайне жестокие люди, которые любыми способами хотят запугать нас, люди, которые захватывают в заложники, организуют взрывы в многолюдных местах, используют оружие.
Терроризм — это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремиться достичь своей цели при помощи насилия. Часто жертвами терроризма становятся невинные люди, среди которых есть и дети. Террор – это запугивание, подавление противников, физическое насилие, вплоть до физического уничтожения людей совершением актов насилия (убийства, поджоги, взрывы, захват заложников).
Вспомним о террористические актах, совершённых в Российской Федерации.
1 сентября во время праздничной линейки в честь Дня знаний на школу №1 в Беслане напали террористы. На линейке в тот момент находилось более 1000 человек — всех их бандиты загнали внутрь школы и удерживали там почти три дня. Пленники находились в ужасных условиях — им не давали пить, есть, удовлетворять минимальные естественные потребности. Здание школы, где удерживали заложников, было заминировано. События развивались в течение трех дней; 3 сентября произошел штурм здания, в ходе которого было убито несколько десятков сотрудников российских спецподразделений, участвовавших в операции. В результате теракта погибло 333 человека, из которых 186 — дети в возрасте от 1 до 17 лет.
Теракт в Беслане стал одним из самых масштабных и самых бесчеловечных в новейшей истории России. Именно в память о жертвах Беслана в России федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России» от 21 июля 2005 года был учрежден День солидарности в борьбе с терроризмом.
Теракт в Беслане не оставил равнодушным никого, кто о нем знал. Трагедия объединила страну общим горем.
Памятная дата стала символом солидарности государства и общества в борьбе с терроризмом, ее отмечают ежегодно по всей России. 3 сентября мы вспоминаем жертв всех террористических актов, случившихся в нашей стране, и отдаем дань уважения сотрудникам силовых структур, погибшим при предотвращении терактов и спасении заложников.
4. Просмотр познавательного фильма «День солидарности в борьбе с терроризмом» с последующим обсуждением
«Противодействие идеологии терроризма для детского просмотра» https://youtu.be/1X1GSHQAjWc
В этот день в городах, в которых случались теракты, таких как Беслан, Волгоград, Буйнакск, Москва, Санкт-Петербург, Первомайск, Буденновск, Волгодонск, Владикавказ, а также по всей России проходят памятные акции.
5. Противодействие терроризму, Правила личной безопасности
Отвечает за предотвращение терактов Национальный антитеррористический комитет. Государство применяет меры, направленные на борьбу с терроризмом:
— меры по предотвращению,
— меры по борьбе.
— меры по ликвидации последствий террористических актов.
Изучение памятки
Правила поведения, если вы оказались в заложниках
Если ты оказался в заложниках, знай — ты не один. Помни: опытные люди уже спешат к тебе на помощь.
Не пытайся убежать, вырваться самостоятельно — террористы могут отреагировать агрессивно. Постарайся успокоиться и жди освобождения.
1. Настройся на долгое ожидание. Специалистам требуется время, чтобы освободить тебя. Они не теряют ни минуты, но должны всё предусмотреть.
2. Постарайся мысленно отвлечься от происходящего: вспоминай содержание книг, художественных фильмов, мультфильмов, решай в уме задачи. Если веришь в Бога, молись.
3. Старайся не раздражать террористов: не кричи, не плачь, не возмущайся. Не требуй также немедленного освобождения — это невозможно.
4. Не вступай в споры с террористами, выполняй все их требования. Помни: это вынужденная мера, ты спасаешь себя и окружающих.
5. Помни, что, возможно, тебе придётся долгое время провести без воды и пищи, — экономь свои силы.
6. Если в помещении душно, постарайся меньше двигаться, чтобы экономнее расходовать кислород.
7. Если воздуха достаточно, а по зданию передвигаться запрещают, делай нехитрые физические упражнения — напрягай и расслабляй мышцы рук, ног, спины. Не делай резких движений.
8. Помни: если заложник проводит много времени с террористами, ему может показаться, что они вместе, а весь мир — против них. Это очень опасная ошибка! Знай: в любой ситуации террорист — это преступник, а заложник — его жертва! У них не может быть общих целей!
Действия населения при угрозе теракта
На окнах задерните шторы, это убережет вас от разлетающихся осколков стекол.Подготовьтесь к экстренной эвакуации. Для этого сложите в сумку документы, деньги, ценности, немного продуктов. Помогите больным и престарелым подготовиться к эвакуации. Уберите с балконов и лоджий горюче-смазочные и легковоспламеняющиеся материалы.Подготовьте йод, бинты, вату и другие медицинские средства для оказания первой медицинской помощи. Договоритесь с соседями о совместных действиях на случай оказания взаимопомощи. Избегайте мест скопления людей (рынки, магазины, стадионы, дискотеки…).Реже пользуйтесь общественным транспортом.Желательно отправить детей и престарелых на дачу, в деревню, в другой населенный пункт к родственникам или знакомым. Держите постоянно включенным телевизор, радиоприемник, радиоточку. Создайте в доме (квартире) небольшой запас продуктов и воды. Держите на видном месте список телефонов для передачи экстренной информации в правоохранительные органы.Действия при обнаружении подозрительных предметов.
6. Практическая отработка навыков безопасного поведения обучающихся в различных чрезвычайных ситуациях.
— Каждый человек должен уметь защищать свою жизнь и здоровье.
Как же не стать жертвой теракта? (ответы детей)
— Что такое гражданская бдительность? (сообщить о подозрительном предмете (сумка, пакет, коробка, и т. д.))
— Какие действия необходимо применить при обнаружении подозрительных предметов? (Ответы: не трогать, не вскрывать, зафиксировать время, поставить в известность администрацию, дождаться прибытия милиции.)
— Если вы услышали выстрелы, находясь дома, ваши первые действия? (ответы: не входить в комнату, со стороны которой слышатся выстрелы, не стоять у окна, сообщить по телефону).
— Если вам поступила угроза по телефону вам необходимо (запомнить разговор, оценить возраст говорящего, темп речи, голос, обратиться после звонка в правоохранительные органы).
— Если рядом прогремел взрыв, ваши действия? (упасть на пол, убедиться в том, что не получил серьезных ран, осмотреться, по возможности оказать первую мед помощь, выполнять распоряжения спасателей).
— Если вы оказались в числе заложников? (Главное — остаться в живых, не допускать истерик, не пытаться оказать сопротивление. Ничего не предпринимать без разрешения, помнить — спецслужбы начали действовать).
Эвакуация детей из здания.
5. Итоги урока. Рефлексия
Ребята, сегодня мы узнали о том, как важно знать правила поведения при возникновении угрозы теракта, как вести себя в этой непростой ситуации, как уберечь себя и своих близких в случае возникновения подобной ситуации.