Конспект занятия по кружковой деятельности в подготовительной группе Тема: «Звук [ж] и буква Жж».
Цель: познакомить со звуком и буквой «Ж», «ж»;
Задачи:
Образовательные: научить детей правильно произносить звук «Ж» в различных формах речевой деятельности;
формирование умения определять местоположение звука в слове; формирование правильной звуковой культуры речи.
Развивающие задачи: развивать связную речь; внимание, память.
Воспитательные задачи: воспитывать познавательный интерес к образовательной деятельности через использование игровых приемов.
Методы: наглядный, словесный, продуктивный.
Материалы и оборудование: иллюстрации по теме занятия, слоговые таблицы, карточки со словами по заданной теме, изображение буквы «Ж».
Ход занятия
1. Организационный момент. Игра «Домики для картинок».
воспитатель встречает детей с контейнером с предметными картинками. Дети выбирают по одной картинке, потом подходят к доске, на ко-ой закреплены буквы С и Ш.
Сейчас каждый из вас найдет домик для своей картинки. Если название картинки начинается со звука [с], поставьте её под букву С. Если название картинки начинается со звука [ш], поставьте её под букву Ш.
Отлично! Никто не допустил ошибок.
Сегодня мы познакомимся с новой буквой, будем читать и играть.
2.Основная часть
Шевеля усами важно
Он вперед ползет отважно.
Черный носит он сюртук,
Посмотрите это….
Жук – какой первый звук вы слышите? (Ж)
А сегодня мы узнаем историю о букве «Ж».
Буква «Ж» была похожа на жука. И когда она гуляла и отдыхала на травке, то её всегда путали с жуком. К ней подлетали разные жуки и говорили:
— Эй, друж-ж-жок! Что ты тут леж-ж-жишь? Как ж-ж-жизнь? Давай пож-ж- жужж-ж-жим!
— Не буду я жужжать! — отвечала буква «Ж», — Я же не жук! Поймите!
— Да? — удивлялись жуки, — Надо ж-ж-же… Не ж-ж-жук, а очень похож-ж- жа...
И они открывали крылья и улетали: ж-ж-ж-ж.
Однажды буква «Ж» пошла гулять и на лугу легла отдохнуть на травке, погреться на солнышке. А птички пели, было тепла и она задремала. И только она уснула, как почувствовала, что её схватили и потащили куда- то.
— Ой-ой-ой! — закричала буква «Ж» и открыла глаза. — Ой! — и тут же закрыла их снова.
Она летела над землёй. Оказывается, её схватила клювом какая-то птичка и несла её в клюве, а сама летела.
Буква «Ж» набралась смелости и открыла глаза.
— Ух! — они летели очень высоко. Далеко-далеко остались луг, лес и родной домик Алфавит. И тут они прилетели в гнездо, где птичку ждали голодные птенцы. Птичка сразу же положила букву «Ж» в горлышко одному птенцу, ведь она думала, что это не буква «Ж», а что это жук.
— Ой-ой-ой! Отпустите меня! — закричала наша буква.
Тут птенчик удивился и выплюнул нашу букву «Ж».
— Не вкусная! Чив-чив! — сказал птенчик.
— Конечно, я не вкусная! — заявила буква «Ж», — потому что я не жук, а буква! Просто я очень похожа на жука.
И тут она посмотрела вокруг. А солнышко уже собралось на отдых и стало темнеть.
— Ой, птичка, миленькая! — сказала буква «Ж», — помоги же мне пож-ж- жалуйста! Мне нужно домой, в Алфавит, а то как же будут все ж-ж-жить без меня? Будет не «жизнь», а «изнь», и будут не «жуки», а «уки».
— Уки? — удивилась птичка. — Ну нет, мы не кушаем уков, мы кушаем жуков, поэтому я тебя отнесу обратно. Тем более, что ты не съедобная.
Она взяла очень осторожно и аккуратно букву «Ж» и они полетели. Они летели высоко-высоко, внизу проплывали поля, леса, и буква «Ж» совсем не боялась, ей было очень интересно.
Потом птичка опустила букву «Ж» на поляну рядом с домиком и все буквы выбежали встречать свою пропавшую сестричку — букву «Ж».
— Где же ты была? — удивились они.
И она им всё рассказала, что с ней произошло.
— Ха-ха-ха, — весело смеялись буквы. — Ты уж, пожалуйста, буква «Ж», будь поумнее, больше не спи на лугу в лесу, а то ты действительно, очень похожа на жука и все тебя путают.
— Ладно уж-ж-ж. — ответила буква «Ж» и пошла к себе отдыхать. Она легла в свою уютную мягкую постельку и подумала: «Буду спать только в своей любимой постельке!» — и уснула.
Ей снилось, как она летела по небу вместе с жуками и жужжала:
ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж,-
И действительно: стоило Поэту взглянуть на свою картинку, как он сразу же вспоминал звук [ж]. Так вот, оказывается, как можно сохранить звуки!..
Знакомство с буквой «Ж».
Воспитатель: Мы назвали много слов, в которых встречается звук Ж, а сейчас, давайте посмотрим на саму букву, из чего она состоит?
Это буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук Ж — Ж — Ж — Ж.
— На что похожа буква Ж?
Характеристика звука «Ж»
Когда мы произносим звук «Ж», кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка.
Произнесите: Ж Ж Ж.
— Гласный или согласный звук «Ж»?
— Отличие гласных звуков от согласных.
— Гласные поются, тянутся и когда мы их произносим, во рту ничего не мешает.
Упражнение «Кто скорее?»
А теперь поиграем в игру «Кто скорее?». Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Ж, а. Что получилось? (…).
Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: жо, жу, жи, жук, жаба.
Хлопните в ладоши, если вы услышите в слове звук [ж].
Пиджак, рубашка, майка, шарф, жилет, шапка, шорты, бриджи, штаны, брюки, носки, джинсы, кошка, чемодан, ножницы, замок, ужи, цапля, ёжик, щит, жираф, лиса, лыжи, чемодан, щетка, вешалка, лиса, мыши, жук, волк, карандаш, крыша, ужи, щит.
Чтение слогов с буквой Ж
Жа, жо, жу. жи, же, жук, жуки.
Воспитатель: Ребята, жуку очень понравилось у вас в гостях и он хочет узнать, что вам понравилось сегодня на занятии?
(ответы детей)
Давайте еще раз вспомним характеристику звука [ж]. Какой звук [ж]?
Дети: Звук [ж] – согласный, глухой и всегда твердый.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы!
Жук не зря у нас гостил,
Букву Ж он изучил.
И за знания в ответ
Нам оставил свой портрет.
За то, что вы сегодня были такие внимательные, так хорошо занимались, жук на память хочет подарить вам свой портрет.
Можете отдохнуть.