«Театрализованная деятельность, как средство нравственно-патриотического воспитания в ДОО».
«Театрализованная деятельность,
как средство нравственно-патриотического воспитания в ДОУ».
МАДОУ «Детский сад № 82»
Воспитатель: Лямзина Н.П.
Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. В дошкольном детстве ведущий вид деятельности – игра, в которой развиваются все познавательные процессы, формируются нравственные принципы. Игра может служить эффективным средством для выявления тех объективных отношений, в которых живет ребенок: вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, он проявляет присущие ему личностные качества и эмоциональные переживания. В то же время внесение в игру нового эмоционального опыта способствует нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводит к формированию у них положительных качеств и стремлений.
Воспитание детей. Материалы для педагогов
Консультации для воспитателей, педагогов
Методические материалы для педагогов и воспитателей
Нравственно-патриотическое воспитание
Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
Патриотическое воспитание. Консультации
Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
Театр. Театрализованная деятельность
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, развиваются и формируются эмоции.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, и является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно то, что театрализованная деятельность способствует тому, что ребенок учится сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
«В процессе этого сопереживания, — как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, — создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».
Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека.
«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», — утверждал Б. М. Теплов.
Дети всегда готовы играть спектакль. Это их способ познания мира. Но если педагог устраивает театр и приглашает играть в нем, дети испытывают затруднение. Ведь выход на сцену – это уже ответственность перед зрителем. В отличие от спонтанного, естественного театра, в этом театре у актера появляется ряд обязанностей: он учит роль, присутствует на репетициях. Соблюдает какие-то правила, изготавливает атрибуты для спектакля. Несет обязанность хорошо сыграть. Но самое главное: в такой творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее. Он чувствует, что его способности востребуются. Находки используются; он нужен коллективу.
Какие же пьесы разыгрывать с детьми? Разумеется, лучше всего народные сказки. Русская народная сказка радует и нас, взрослых, оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором. Ребенок, входя в сказку, получая роль одного из его героев, приобщается к культуре своего народа. Непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое дает силу и стойкость, чтобы прожить будущую жизнь.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Известный композитор Д. Б. Кобалевский в книге «Воспитание ума и сердца» так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей…».
Именно сказка вводит ребенка в воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями. В самом начале сказки ребенок встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Ребенок входит внутрь воображаемых обстоятельств, мысленно принимает участие в действиях героев. Это свидетельствует о сильном воздействии сказки на эмоционально-нравственную сферу детей.
Сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).
Язык и ритм русской сказки, несомненно, создают в памяти, сознании, душе ребенка определенный строй, связанный с национальным мироощущением. Воспитанный на русском фольклоре и литературе человек всегда будет принадлежать русской культуре, где бы он ни родился.
Теперь уже никто не сможет рассказать, с каких пор повелось на Руси рассказывать сказки. Перешли они к жившим в ту пору предкам вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не скуешь меча, не вырежешь ложки. Это были духовные заповеди, заветы, которые народ чтил.
Русские сказки свободны в художественной выдумке, но тесно связаны с реальной жизнью. Это относится к сказкам всех видов – бытовым, волшебным, сказкам о животных и, конечно же — героическим.
В бытовых сказках чудеса земные, превращения, изображения мира уступают место всепоглощающей иронии. Самое чудо становится предметом веселой насмешки. Вот как в сказке «У страха глаза велики» или «Не любо – не слушай». Забава и сатира, шутка и серьезное, соединились в таких сказках. Их прелесть в необычной свободе и живости рассказа. Но все сказки – и о животных, и волшебные, и героические – объединяет присутствие магии звука. Это делает национальный фольклор сокровищем для поэтов, музыкантов, ученых и. конечно, для тех, кто посвятил свою жизнь воспитанию детей.
Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Воспитатель: Горячева Е. В.
Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. В этом возрасте начинает формироваться любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Основные моральные качества формируются именно в эти годы.
В последнее десятилетие проблема творческого, духовно – нравственного развития стоит на одном из первых мест. Это вызвано тем, что в культуре появились новые взгляды, мысли, чувства, сказывается иностранное влияние, возросшее за последнее время. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у наших детей искаженные представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Современные дети стали меньше читать, посещать театры, кино. И так ли уж в этом виноваты интернет и компьютеры, на которые ссылаются родители? Увы! Трудно представить себе, но в этом виноваты только родители, которые в свое время не привили ребенку любовь к чтению, театрам, балету, хорошему кино.
И нам, воспитателям детских садов, надо постараться разрешить эту проблему. Ведь маленькие дети очень впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, сопереживают театральному герою, искренне хотят помочь в решении задач, т. е. постепенно настраиваются на творческий лад.
У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность.
Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое, свободное отражение личностного «Я». Любое творчество для ребенка – больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости – все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Поэтому в современном мире образовательное учреждение становится местом, где ребенок проходит первые этапы социализации, воспитания и обучения. Успешное прохождение этих этапов является основой для дальнейшего благоприятного развития личности ребенка, а именно в развитии творческой активности детей в ходе театрализованной деятельности.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид творческой деятельности. Она близка и понятна ребенку и находит свое отражение стихийно, потому, что связана с игрой.
Игры-драматизации стимулируют развитие творческой поисковой активности, самостоятельности, доставляют людям радость, вызывают активный интерес, увлекают их. А значит, все пережитые чувства, знания, полученные в играх, не пройдут бесследно. Они прорастут добротой, любовью к окружающему миру, своей Отчизне.
С помощью театральных игр и мини – спектаклей мы развиваем чувства, нравственные понятия, социальные качества детей.
Для достижения наибольшего результата в ознакомлении детей с театрализованной деятельностью и развитию творчества детей, педагог знакомит детей с разнообразными видами театра на занятиях по развитию речи, часто использовались сценки литературных произведение, которые обыгрывали дети, что позволяло провести занятие более продуктивно и в интересной форме для детей. Например, обыгрывая русские народные сказки: «Лиса со салочкой», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка» и другие, позволило большему раскрытию потенциала детей, как маленьких артистов, героев сказки.
Именно в театрализованных играх ребенок получает определенные знания, перед ним ставится задача: подумай, сделай выбор, реши; ребенок переживает, разнообразные эмоциональные состояния и действует.
Характерной особенностью театрализованных игр является их фольклорная или литературная основа. В играх драматизациях на фольклорной основе дети узнают об обычаях русского народа (муку хранили в амбарах – «Колобок»; с раннего детства приучали детей к домашнему хозяйству – Машенька и кашу варила, и пироги пекла – «Маша и медведь»). Всё это обыгрывается, переживается детьми, запоминается.
Игры-драматизации дают возможность не просто рассмотреть и примерить народные костюмы, а и действовать в них, как бы «прожить» в них определённый период, почувствовать на плечах теплоту шали, кокошник на голове; оценить преимущества и недостатки русского народного костюма, его красоту, яркость, красочность, нарядность.
Театрализованная деятельность позволила педагогу формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Работа над театрализацией сказки по определенному плану дисциплинирует маленьких артистов, учит их придерживаться к требованиям в постановке спектакля.
Таким образом, занятия театрализованной деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для ребенка театрализованное представление – это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.
Театральная деятельность раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Очень важен креативный принцип в обучении и воспитании, то есть максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности. Дети научились хорошо держаться на сцене, это помогает им принимать участие не только в мероприятиях детского сада, но и выступать на городских конкурсах, в театрализованных постановках, в исполнении танцевальных композиций, чтении стихов. Полученные знания на занятиях по театральной деятельности помогут детям быть активными и проявлять свои умения и навыки и в школьной жизни.
Можно сделать вывод, что организация правильной работы: развивающих игр, доступных и интересных методов и приемов, поставленных задач, непосредственное участие детей в проведении спектаклей повлияло на эффективность работы по воспитанию у детей чувства прекрасного, уверенности в своих способностях, нравственных чувств.