Игрушки с национальным колоритом как компонент развивающей предметно - пространственной среды
Игрушки с национальным колоритом как компонент развивающей предметно – пространственной среды
Автор – Тюрина Ирина Владимировна, воспитатель МДОУ «Детский сад №83 комбинированного вида» городского округа Саранск Республики Мордовия
Любовь к своей стране, своей Родине, народу формируется с детства у каждого ребенка. Игрушки с национальным колоритом выступают одним из ключевых инструментов культурного воспитания детей дошкольного возраста. Они являются обязательными спутниками и помощниками детства, предметами развлечений, выражений эмоций и забав и просто украшением развивающей предметно – пространственной среды ребенка – дошкольника. Игрушка для маленького ребенка – окно в увлекательный мир и интересный мир, с помощью которого расширяется кругозор и пробуждается любознательность.
«Игрушки с национальным колоритом на елку» будут радовать малышей, создавая праздничную атмосферу праздника, так как максимально приближены по материалам и орнаменту, используемым в вышивке и украшениях народа, в частности мордвы, и в то же время, выполнять важную культурную задачу – приобщать к традициям и обычаям. В процессе обряжения елки можно в доступной форме рассказать детям о культурных традициях, в процессе изготовления игрушки – познакомить с элементами.
«Птичий дом» как компонент предметно – развивающей среды может служить элементом национального уголка в группе или на участке детского сада. В процессе использования птичьего домика дети знакомятся с птицами своего родного края, народными закличками, пословицами и поговорками о птицах, народными приметами и обычаями, связанными с прилетом птиц. Декор птичьего домика опять же позволяет познакомить детей с элементами национального колорита.
«Масленичное Солнышко» как этнический элемент служит забавой и игрушкой детям дошкольного возраста и атрибутом яркого и незабываемого праздника «Масленица». Солнце символизирует источник жизни и света, роста и развития всего живого, начало новой жизни. Эта народная игрушка — результат декоративно – прикладного и изобразительного искусства. Существует связь народной игрушки с разными видами хозяйственной деятельности людей и религиозными верованиями. Масленица – начало весны, начало новых сельскохозяйственных работ.
Таким образом, представленные компоненты развивающей предметно – пространственной среды, являются важным элементом социализации и развития дошкольника, приобщают к народной культуре.