Пантомимика в театральной деятельности ДОУ.
Пантомимика в театральной деятельности ДОУ.
Пантомимика –это сценическое искусство, смысл которого передать по-средствам телодвижений, жестов и мимики лица без использования текста и слов свои мысли, состояние героя, его действия и их выразительность и эмоциональность.
Пантомимика широко используется в театральной среде, особенно на стадии обучения актерскому мастерству.
Театрализованная деятельность — это в первую очередь игра, импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, исполнительством, творчеством, необходимо систематизировать ее в едином процессе включает в себя пантомимику как одно из направлений.
И так как пантомимика — это движение тела, то здесь очень важна физическая активность ребенка, его умение двигаться в такт музыки, умение своим телом передать предметы живой и не живой природы, умение передать движения героя сохраняя его характер на протяжении всей игры, передать эмоциональность персонажа.
Выразительных движений, охватывающие изменения в походке, осанке, жестах, которые передают его психическое состояние, переживания, отношение к тем или иным явлениям. Пантомимические изменения обычно возникают невольно, как внешнее проявление общего эмоционального состояния ребенка.
Наиболее важный компонент пантомимики — жест — выразительное движение рук, служащее одним из средств уточнения речевой коммуникации.
Жесты подразделяются на указательные (индикативные), иллюстративные, поясняющие и выделяющие высказываемую мысль, и выразительные, выявляющие эмоционально-волевое состояние человека.
Некоторые виды жестов приобрели в процессе общественно-исторической практики определенное символическое обобщенное значение. Жесты специально отрабатывают ораторы, актеры, танцовщики.
Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, жесты, движения. Работая над персонажем, малыш подражает его мимике, жестам, голосу, активизируется словарь дошкольника и звуковая культура речи. Дети учатся сопереживать и сострадать, дружить и радоваться, управлять своими эмоциями, становятся менее замкнутыми.
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности эмоционального состояния ребенка, интеллектуального воспитания. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Театрализованные игры помогают налаживать общение друг с другом не только диалогом, но и жестами, движениями. Такое общение в ходе игры позволяет проявить ребенку свою индивидуальность, показать свои возможности.
Ребенок передает через язык жестов своего героя вживаясь в роль и конечно же свое эмоциональное состояние. Эта совокупность имеет свою идентичность. Ведь одну и ту же роль каждый ребенок сыграет по-своему.
У ребенка невербальные средства общения более ярко проявляются, чем у взрослого человека и пантомимика отличается наибольшей экспрессивностью. Но на протяжении взросления и его воспитания, мимический диапазон значительно расширяется и увеличивается количество сознательного контролирования мимических реакций.
Через театрализованную деятельность происходит развитие мимики и пантомимики, которая помогает развить память и снять напряжение в речевом двигательном аппарате. Для детей это полезно тем, что воспитывает в них волевую сознательную саморегуляцию. Так же, делая комплекс определенных упражнений, ребенок быстрее учится держать под контролем свои эмоции и начинает контролировать их мимическое проявление, что очень важно для психологического развития ребенка.
Пантомимика – это целое искусство, поэтому приведем примеры всего нескольких пантомимических движений:
Выполнение упражнений детьми:
-грусть через руки;
-гордость через спину;
-радость через лицо;
-страх через руки;
-радость через руки;
-радость через ноги;
-удивление через руки;
-задумчивость через лицо.
Итак, искусство пантомимики является очень многогранной совокупностью движений, понимая которые, можно найти общие точки соприкосновения с любым ребенком.