Дидактическое пособие по обучению грамоте «Занимательная грамматика»
Многофункциональное дидактическое пособие
по обучению грамоте
«Занимательная грамматика». (для детей 5-7 лет).Автор Аширова Н. Х.
Цель пособия: формировать правильный захват камешка кистью руки;
- развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук;
- развивать ориентировку на плоскости; профилактика оптико-пространственных нарушений;
- учить определять место звука в слове, количество звуков в заданном слове, дифференцируя согласные и гласные звуки, твердые и мягкие согласные, соотносить звук и букву; упражнять в делении слов на слоги;
- активизировать мыслительные процессы: зрительное и слуховое восприятие и внимание, логическое мышление; фантазию ребенка;
- развивать память, внимание, речь;
- обогащение активного словаря; профилактика дисграфии;
- работать над дифференциацией цветов; упражнять в счете;
- создать эмоционально-положительный настрой.
Применение:
- во время НОД.
- во время индивидуальной работы с детьми;
- во время самостоятельной деятельности детей;
Подготовительный этап:
— подборка иллюстраций, картинок, карточек.
— подборка материалов для опытов (осязание).
Оборудование: Непрозрачный мешочек. Комплекты шариков Марблс. Предметные картинки, схемы. Предметные картинки и схемы, карточки хранятся в коробочках.
- 1.Дидактическая игра «Назови первый звук».
Цель: Закреплять знания детьми пройденных звуков и букв.
Задачи:
1. Упражнять детей в выделении первого звука в слове.
2. Совершенствовать слухо — произносительную сторону речи.
4. Воспитывать желание произносить звуки правильно, исправлять ошибки.
Материал:Конверт с карточками с предметными картинками, схемы слов. Камешки Марблс – маленькие диски.
Описание игры:
Воспитатель выставляет карточку, например, с изображением «кота» и схемой слова на столе. Воспитатель предлагает назвать, что (кто) находиться на картинке, выделяя первый звук в слове. Затем просит для картинки подобрать соответствующий по цвету камешек и выложить на схеме.
- üсиний цвет — твёрдый согласный звук;
- üкрасный — гласный звук;
- üзелёный — мягкий согласный звук.
Сначала ребёнок называет изображенный предмет. Определяет, какой первый звук слышится в названии картинки. Фишку-камушек выкладывает на схеме.
Можно использовать эту игру по всем лексическим темам.
За правильный ответ ребенок получает фишку.
2 вариант игры.«Гусеничка-модница».
Описание игры:
Воспитатель называет ряд слов, просит определить первый звук в каждом слове.
Ребёнок определяет первый звук в каждом слове и последовательно выкладывает соответствующий камушек.
Например, аист, автобус, апельсин.
красный — гласный звук;
зелёный — мягкий согласный звук.
синий цвет — твёрдый согласный звук;
- 2.Дидактическая игра «Где спрятался звук?»
Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове.
Задачи:
1. Учить детей определять место звука в слове.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук, что способствует развитию речи.
3. Совершенствовать слухо — произносительную сторону речи.
4. Воспитывать культуру общения, желание произносить звуки правильно, исправлять ошибки.
5. Автоматизировать в самостоятельной речи.
Материал: Предметные картинки. Схемы слов «Автобусы» (звук вначале, в середине или в конце слова). Камешки Марблс – маленькие диски.
Описание игры:
Воспитатель дает задание определить в какой позиции находится звук (например, а).
Ребёнок называет изображенный на картинке предмет. Затем определяет, в какой позиции находится звук (в начале, в середине или в конце слова), выкладывает фишку – камешек на схеме «Автобусе». Можно использовать эту игру для изучения разных звуков.
Если задание выполнено правильно, игрок получает фишку.
В игру можно играть отдельно с одним ребенком, так и с несколькими детьми.
Предполагаемый результат: Практическая деятельность детей в игре становится более осознанной: она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс. Активно-поисковый характер игры делает жизнь интересной и содействует их умственному развитию.
3. Дидактическая игра «Выложи схему».
Цель: учить детей составлять и читать слоги, слова.
Задачи:
1.Активизировать мыслительные процессы: зрительное и слуховое восприятие и внимание, логическое мышление;
2. Воспитывать интерес к чтению.
Материал: Конверт с карточками со слогами. Камешки Марблс- маленькие диски.
Описание игры:
- 1.Вариант игры.«Выложи схему слога».
Воспитатель выставляет карточку со слогом.
Воспитатель предлагает прочитать слог и выложить фишки-камешки на буквы. Затем просит вспомнить и назвать слово, которое начинается с этого слога.
2. Вариант игры «Смешные слова».
Воспитатель предлагает взять две карточки со слогами, назвать их. Затем просит соединить два слога, так чтобы получилось слово.
Ребенок выкладывает фишки — камешки на буквы.
3. Варианты:
— скажи с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью);
— скажи тихо — громко;
— скажи медленно — быстро.
Если задание выполнено правильно, игрок получает фишку.
4. Дидактическая игра «Прохлопай слово».
Цель: научить детей делить слова на слоги, определять количество слогов, определять ударный слог.
Задачи:
1.Развивать фонематический слух.
2. Формировать навык слогового анализа слова.
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук, что способствует развитию речи.
4. Обогащать и активизировать словарь детей.
Материал: Камешки Марблс – большие диски, предметные картинки, названия которых состоят из 1, 2-х, 3-х, 4-х слогов. Карточки — схемы слогов.
Описание игры:
Воспитатель выставляет предметные картинки. Воспитатель предлагает назвать, что (кто) находиться на картинке и дает задание определить количество слогов в слове.
Сначала ребёнок называет изображенный предмет, затем «прохлопывает в ладоши» слово. Выкладывает фишки — камешки к данному слову, определяет ударный слог.
Если задание выполнено правильно, игрок получает фишку.
5. Дидактическая игра «Знакомство с буквой»
Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
1. Активизировать мыслительные процессы: зрительное и слуховое восприятие и внимание.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук, укреплять пальцы и кисти рук, и подготавливать их к письму
Материал: Камешки Марблс – разноцветные диски, карточки с образцами букв для наложения камешков.
Описание игры:
Воспитатель выставляет карточку с изображением буквы. Предлагает назвать её, выделяя голосом. Затем просит выложить данную букву по образцу, используя прием наложения камешков.
6. Дидактическая игра «В гостях у Азбуки».
Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза слова.
Задачи:
1.Активизировать мыслительные процессы: зрительное и слуховое восприятие и внимание.
2.Совершенствовать слухо — произносительную сторону речи.
Материал: Предметные картинки, схемы слов. Камешки «Марблс».
Описание игры:
Воспитатель выставляет предметную картинку, просит ребенка назвать, что изображено на картинке, выделяя каждый звук в слове. Например, КОТ.
1. С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный?
2. В какой позиции находится звук «К», «О», «Т» (в начале, середине, конце?).
3. Сколько в слове гласных, сколько согласных?
Ребенок характеризует каждый звук в слове и выкладывает соответствующую фишку – камешек в клетках на схеме слова.
В игру можно играть отдельно с одним ребенком, так и с несколькими детьми.
Если задание выполнено правильно, игрок получает фишку.
7. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
Цель: Упражнять детей в умении осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана.
Задачи:
1.Развивать мелкую моторику пальцев рук, укреплять пальцы и кисти рук, и подготавливать их к письму.
2. Закрепить правильное согласование слово-предмет и слово-признак.
3.Обогащать тактильную чувствительность.
Материал: «Волшебный мешочек», камешки Марблс разного цвета, формы, размера.
Описание игры:
1 вариант. Воспитатель предлагает достать из «Волшебного мешочка» камешек, определить его цвет и назвать первый звук. Затем назвать любой предмет, название которого начинается с данного звука.
Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук:
- üсиний цвет — твёрдый согласный звук;
- üкрасный — гласный звук;
- üзелёный — мягкий согласный звук.
Например, синий– ссссолнце, красный– кккот, зелёный– зззонт.
2 вариант.«На что похоже?».
Воспитатель предлагает достать из «Волшебного мешочка» камешек. Предлагает назвать цвет.
Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камушек — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д. жёлтый камушек — жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.
Если задание выполнено правильно, игрок получает фишку.
8. Дидактическая игра «Поможем Знайке».
Цель: Развитие пространственных представлений.
Задачи:
1.Развивать мелкую моторику пальцев рук, укреплять пальцы и кисти рук, и подготавливать их к письму.
2. Закрепить образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом «ИК».
Материал: Камешки Марблс разного цвета, формы, размера.
Описание игры:
1 вариант.
Воспитатель просит построить дорожку из камушков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК.
Например: мячик, столик, фантик и т. д.
2 вариант. «Разноцветные дорожки».
Воспитатель просить ребенка: «Следуя, по дорожке описывай свой путь. Например: «Я иду по зеленой дорожке, которая идет вверх, направо, вверх налево, вверх, направо, вверх».
«Я иду по красной дорожке. Дорожка идет налево, вверх, налево, вниз, налево, вверх, налево, вверх».
«Я иду по желтой дорожке. Желтая дорожка идет: вверх, налево, вверх, направо, вниз, направо, вверх, направо».
Последнюю дорожку выложи камушками синего цвета, опиши ее маршрут, используя слова направо, налево, вверх, вниз.
3 вариант. «Непоседа».
Воспитатель дает устные задания:
- Положите красный камушек в центр листа;
- синий — в левый верхний угол;
- зеленый — в правый верхний угол;
- синий — в правый нижний угол;
- зеленый — в левый нижний угол.
Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом. Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.
9. Дидактическая игра «Напишем кукле письмо».
Цель: научить определять количество слов в предложении, опираясь на вспомогательные средства.
Задачи:
1. Развитие связной речи.
2.Развитие у детей речевой активности, быстроту мышления.
3. Закрепление предложно-падежных конструкций,
Материал: длинные полоски, обозначающие предложения, для выкладывания слов. Камешки Марблс – квадратной формы.
Описание игры:
1 вариант.
Ведущий произносит предложение, дети выкладывают длинную полоску – «пишут кукле письмо». Второй раз слушают это же предложение и подкладывают под длинной полоской столько камешек Марблс, сколько слов в предложении.
Затем так же анализируется второе и третье предложения. После «записи» можно попросить кого-нибудь «прочитать» первое предложение, второе и так далее, чтобы развивать непроизвольную память.
2 вариант. «Придумай предложение».
Игровое правило: Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.
Описание игры:
Дети и воспитатель садятся в круг. Воспитатель предлагает придумать предложения с заданным словом, например, слово «близко», и передает камешек ребенку.
Ребёнок берет камешек и быстро отвечает, например, «Я живу близко от детского сада». Затем ребенок называет свое слово и передает камешек рядом сидящему воспитаннику. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий.
Так по очереди по кругу камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.
Картотека
«Пальчиковая гимнастика
с использованием шариков Марблс»
Цель: развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Развитие тонких движений пальцев рук.
Задачи:
1.Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.
2.Совершенствовать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микропространстве.
3.Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.
Материал: карточки с текстом пальчиковых игр, шарики Марблс разного цвета.
Описание:
Воспитатель выставляет картотеку пальчиковых игр.
Ребенок сам проводит пальчиковую гимнастику самостоятельно для других детей, после повторения с воспитателем.