Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Тип статьи:
Авторская

Патриотизм – это и гордость за свой народ, и любовь к родине, стремление сохранить ее богатства и приумножить их, ощущение неразрывной связи с окружающим миром.

Сегодня вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников снова становятся актуальными и приоритетными, их основой служит преемственность поколений, и национальная культура.

Нравственно-патриотическое воспитание является сложным педагогическим процессом. Патриотические чувства не возникают сами по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего детства. Детям младшего дошкольного возраста еще недостаточно в полном объеме понять о Родине, однако именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина – это мама, близкие, родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и сверстниками. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.

Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство гордости и любви к своей Родине необходимо через воспитание любви к родному городу, улице, дому, к своей семье. Необходимо также формировать у детей интерес к событиям, происходящим в окружающей их жизни, к культуре, истории.

Знакомство с Родиной начинается с формирования у дошкольников понятия о «малой Родине», крае в котором родились и живут, с его историей, культурой и традициями. Дети учатся гордиться родным городом Саранском, любить и беречь родную природу. С целью формирования патриотических чувств знакомим детей с историей возникновения города, его достопримечательностями, интересными местами, знаменитыми людьми.

Для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным краем и городом, используем разнообразные формы и методы работы: целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей И.Д. Воронина, в мини-музей детского сада, разнообразные тематические занятия по окружающему миру: «Наш родной край», «Наш город», по рисованию «Улица нашего города», лепке «Флаг моей малой Родины — Мордовии» аппликации «Построим новый микрорайон города», конструированию «Микрорайон города», викторины «Саранск – наш родной город», «Знатоки родного города», организация досугов обрядовых и тематических праздников «Весна в родом краю», с целью ознакомления детей с культурой и традициями родного края, с обрядами русского народа. Проводятся беседы и ситуативные разговоры: «Знаешь ли ты свой город?», «Чем мы любуемся в городе», «Что такое улица и по каким правилам она живет?», «Почему город всегда красивый?», «Их помнит Россия, их помнит Саранск», рассказы воспитателя о славной истории родной страны и родного города, рассказывание и обсуждение «Я живу в Саранске», «Я живу на улице...», рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий, набора открыток «Саранск-столица Мордовии», тематических альбомов («Наш город», «Достопримечательности г. Саранска», «Национальные костюмы», «Символы Мордовии», «Знаменитые люди Мордовии»), чтение произведений художественной литературы, различных жанров устно-поэтического фольклора. Проводятся мероприятия по реализации ежегодных месячников: «Национальной культуры», «Люблю тебя, мой край родной!», организация конкурсов рисунков «Мой любимый мордовский край», выставок и фотовыставок «Край родной – Мордовия!», «Мордовские мастерицы» и др.; по военно-патриотическому воспитанию, организация конкурса рисунков «Защитники Отечества», проведение занятий «Герои войны», «Дети-герои», а также «Занятий мужества», на которых дети будут обращаться к подвигам российских солдат, проявлявших беспримерное мужество в те страшные для Отечества времена. Проведение «Недели памяти» с занятиями, беседами, оформлением подарков и поздравительных открыток для ветеранов, утренниками ко «Дню Победы».

В начале работы по данному направлению проводится диагностика (беседа с детьми) и выявляются знания детей. Как правило познания детей узкие, они называют город, улицу, на которой живут, но отсутствуют представления краеведческого характера: не могут объяснить, почему так называется улица, проспект или бульвар, с каким событием связан тот или иной памятник, мемориал. С целью расширения и углубления знаний детей о родном городе, намечается план работы:

1.Историческое прошлое города, республики;

2.Достопримечательности города, республики;

3.Наш город строится;

4.Трудовые будни горожан;

5.Культурный отдых жителей Саранска;

6.Знаменитые люди города, республики.

Знакомя детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым города, дается информация о том, как он был основан, чем занимались горожане. Знакомство с историей Мордовии и ее столицей проходит в ходе бесед: «Наша малая родина: как жили мордва?», «Средства передвижения наших предков», «Гордость нашего народа», «Республика Мордовия в истории России», «Праздники России, праздники Мордовии», демонстрации тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций.

Чтобы пробудить у дошкольников патриотические чувства дети знакомятся с достопримечательностями родного города, в мини-центре нравственно-патриотического воспитания «Наша Родина – Россия! Мой родной — Мордовский край!» в свободной деятельности рассматривают иллюстрации, открытки, фотографии с памятными местами, памятниками.

Вовремя ООД показываются обучающие презентации: «Достопримечательности Саранска», «Известные спортсмены Мордовии», «Национальный парк Смольный», «По страницам Красной книги Мордовии» (животные, растения), «Мордовский государственный заповедник имени П.Г, Смидовича».

Реализуются долгосрочные проекты по нравственно – патриотическому воспитанию: «Моя малая родина», «Мой любимый город», «Мордовия – мой край родной», проводятся экскурсии по микрорайону, в библиотеку им. С. Я. Маршака, целевые прогулки.

С целью выявления и расширения знаний детей о родном городе, республике реализуется лексическая тема «Наш город». В течении недели с детьми проводятся тематические беседы и речевые ситуации; знакомство с достопримечательностями родного края проходит в игровой форме: планируются игры –импровизации («Путешествие по музеям нашего города», «Экскурсия по городу»); игры пантомимы «Фонтан», «Скульптор и глина»; игровые задания: конструирование по плану «Цирк», «Парк»,, по рисунку «Вокзал»; сюжетно-ролевые игры («Путешествие по интересным местам Саранска»); дидактические игры: «Город — промышленный центр», «Город как торговый центр, « По святым местам Мордовии»; речевые игры (« Скажи со словом много», «Скажи со словом «городской», «Назови какая, -ой?» (улица, город), «Вспомни и назови», «Скажи со словом моя, мой» (школа-театр), «Кто больше выделит и запомнит признаков города» и др. Дети знакомятся с изменениями, которые постоянно происходят в Республике: столица с каждым днем обновляется и хорошеет, строятся новые, современные здания, театры, спортивные объекты, храмы, фонтаны, обновляются мосты, разъезды и дороги. Во время целевых прогулок внимание детей обращается на архитектуру зданий, новостроек, отмечаются сходства и различия, назначение сооружений (построены для горожан). Проводятся наблюдения за трудом взрослых по благоустройству города, отмечается, как изменяется облик столицы благодаря этому труду.

Знания дошкольников расширяются о созданных в городе условиях для укрепления здоровья и культурного отдыха горожан: много скверов, парков, стадионов, дворцов спорта, спортивных комплексов, театров, библиотек. Игровые действия детей пополняются новыми сюжетами («Где мы были», «Что мы делали в библиотеке», «Мы в театре»).

Свои впечатления дети передают в продуктивной деятельности на темы: «Улицы города», «Дома на нашей улице», «Построим новый микрорайон города». В самостоятельной деятельности конструируют из различных видов конструктора дома, театры, мосты и т. п.

На базе сформированных представлений по теме у детей развивается познавательный интерес, появляется желание больше узнать о родном городе, республике. Нашей целью является активизация словаря по теме «Наш город», чтобы дети могли свои впечатления передать ярким, образным языком, используя в речи прилагательные и причастия (родной, любимый, современный, цветущий и т.п.). Знания, полученные вовремя ООД, общения, бесед, рассказов о городе, уточняются и закрепляются во время проведения дидактических игр («Узнай и назови, «Что я видел на своей улице, в центре города» и т.п.), в виде игр-путешествий («Что мы покажем гостям столицы»), где дети выступают в роли экскурсовода.

К участию привлекаются родители, им предлагается совершить совместно с детьми целевые прогулки, поездки по городу с целью расширения кругозора детей, углубления их представлений об окружающем. Родителям рекомендуется совместно с детьми посетить те места, о которых рассказывалось детям, показать наиболее интересные и значимые места столицы.

Постепенно у детей у детей появляется интерес к родному городу. Они становятся более внимательными, замечают все новое, что появляется на улицах города, составляют подробные рассказы из личного опыта об увиденном.

Проведенная работа помогает закрепить имеющие у детей представления о Саранске, вызвать чувство любви, гордости за родной город. Эти чувства служат прочным фундаментом для дальнейшего нравственно-патриотического воспитания детей.

64
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!