Круглый стол

Круглый стол «Руководство развитием игровой деятельности у детей»

Цель: повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активации игровой деятельности дошкольников.

Вводная часть – Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады встрече с Вами за нашим круглым столом. Предлагаем Вашему вниманию следующую тему для обсуждения: « Руководство развитием игровой деятельности у детей»

Психологическая разминка «Улыбка» — Но сначала я хотела бы узнать: у Вас хорошее настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. А чтобы нам всем сейчас захотелось улыбнуться, я вас познакомлю с этим симпатичным мишкой. (Мишка поет веселое двустишие). Перед началом работы я предлагаю вам познакомиться с различными высказываниями выдающихся людей, в которых отражена роль игры в развитии дошкольника». А сейчас предлагаю зачитать цитаты и прокомментировать их, опираясь на свой практический опыт и наблюдения за играми детей. Варианты:

•«Игра — модель реальной жизни. Отражая подлинность взаимоотношений людей, она в то же время полна чудес и волшебных превращений» (А.С. Спиваковский).

•«Игра — окно в мир взрослой жизни» (Ж.Фабру).

•«Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.А. Сухомлинский). •«Игра — это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» (Л.С. Выготский).

•«Игра — свободная самостоятельная деятельности детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом» (Концепция дошкольного воспитания).

Основная часть. Одна из современных тенденций развития дошкольного образования заключается в гуманизации целей и принципов образовательной работы. Позиция педагога при организации любого вида детской деятельности должна исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Поскольку игра имеет исключительное значение в педагогическом процессе, каждый воспитатель должен знать сущность современных подходов к организации игры и при необходимости пересмотреть приемы руководства игровой деятельностью. Следует отметить, что в настоящее время многие педагоги продолжают придерживаться устаревших подходов в руководстве игрой. Таких воспитателей можно назвать «консерваторами». Другие работают по программам нового поколения. Они считают игру основой развития дошкольников и занимают в руководстве игрой позицию играющего партнера. Это педагоги -«новаторы».

В подготовительной группе, где я работаю, 26 детей и все они разные: общительные и замкнутые, активные и молчаливые, гиперактивные, не всегда организованные и, наоборот, дисциплинированные, спокойные. У всех разные игровые умения: одни умеют планировать свою игру, выполнять главные и второстепенные роли, проявлять самостоятельность и творчество, другие, наоборот, с низким уровнем игровых навыков и умений, безынициативные. У себя в группе, продолжая работу по развитию игровой деятельности, мы создали все необходимые условия для удовлетворения интересов детей в разнообразных играх. Мы тщательно продумывали условия и подбирали материал для игр, чтобы, начав игру до завтрака, дети могли продолжить её в течении всего дня.

При планировании воспитательного процесса в группе мы учли, что есть несколько детей малообщительных, которые стараются играть в одиночку. Внимательно понаблюдав за ними, мы поняли, что причина их скованности в отсутствии хорошо развитых игровых навыков и умений, в недостаточно сформированной потребности в общении. Поэтому мы стремились, чтобы такие дети прежде всего овладели необходимыми для той или иной игры знаниями и умениями – знали сюжет игры, могли их творчески развивать. Только после этого стали этих детей вливать в общие игры.

Дети в группе в основном активные, всегда могут самостоятельно найти себе дело, легко вступают в контакт с другими детьми. Наша роль, как воспитателей — косвенное руководство. Также в работе мы не забываем о «лидерах», к которым нужен особый подход. Такие дети общительны, хорошие организаторы игр, но стараются большую роль взять на себя. Поэтому мы стали насыщать второстепенные роли действиями, стали делать их более привлекательными и ненавязчиво предлагали их детям. В процессе нашей работы мы стали замечать как меняется отношение таких детей к другим детям. Они стали более внимательными и дружелюбными, научились договариваться. Также в группе имеются часто конфликтующие дети. Причина такого их поведения – неумение управлять своим поведением и недостаточное владение игровыми навыками. Таких детей мы старались чаще остальных привлекать в общественно полезную деятельность, трудовую деятельность. В игре предлагали такие роли, которые требовали бы аккуратности, сдержанности и дисциплинированности. По ходу игры выступаем в роли советчика.

Вопрос: Как решается проблема обогащения детской игры?

Для расширения представлений о социальных ролях взрослых мы используем общеизвестные приемы: проводим экскурсии, специальные занятия по ознакомлению с окружающим, читаем художественную литературу, беседуем о просмотренных фильмах; много внимания уделяем созданию специализированных игровых зон. После предварительной работы организуем игру.

Вопрос: Кто определяет тему игры?

Ответ: Ее может предложить воспитатель, но игра часто возникает и по инициативе детей. В основе игровых ситуаций обычно лежат яркие жизненные впечатления и сцены из любимых телесериалов.

Вопрос: Когда и кто придумывает сюжет игры?

Ответ: Сюжет можно спланировать перед началом игры. Воспитатель помогает детям выстроить ход игровых событий в соответствии со знаниями, полученными в ходе предшествующей работы, выслушивает предложения детей по развитию сюжета, оценивает их.

Вопрос: Как происходит распределение ролей?

Ответ: Если дети впервые играют в игру, то главные роли отводятся более активным детям. Здесь решающее слово остается за воспитателем. Он мотивированно объясняет, почему тот или иной ребенок лучше справится с данной ролью. При повторении игры роли перераспределяются.

Вопрос: Вы считаете, что взятую на себя роль ребенок должен выполнять до конца игры?

Ответ: Это обязательно.

Вопрос: А если ребенку надоест играть?

Ответ: Такого обычно не бывает, воспитатель следит, чтобы игра дошла до своего логического завершения.

Вопрос: Вы отдаете предпочтение коллективным играм?

Ответ: Да. В программе особое внимание уделяется развитию коллективизма. Но можно организовывать игры и с небольшими группами детей.

Вопрос: Расскажите о месте воспитателя во время самостоятельной игры детей.

Ответ: Воспитатель следит за ходом игры, направляет развитие сюжета, помогает разрешать конфликтные ситуации. Жизнь современного дошкольника наполнена информацией. Наши дети растут среди телевизоров, компьютеров, видеомагнитофонов и электронных игрушек; в детских садах проводятся занятия познавательного цикла — все это позволяет игре освободиться от чисто дидактической функции «проработки» знаний.

Заключительная часть. Сегодня мы обсудили разные подходы к организации игры у дошкольников. Старые программы уходят в прошлое. Но дело не только в программе. Какую программу ни возьми — не приложишь к ней руки, она не будет «работать». Все зависит от конкретного педагога и его личного интереса к этому виду

20
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!