Развитие творчества детей средствами нетрадиционной изобразительной деятельности.

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

(Из опыта работы)

Актуальность данной темы заключается в том, что в изобразительной деятельности идет интенсивное, всестороннее, познавательное развитие. И изображая простейшие предметы, явления, ребенок познает их, у него формируются первые представления, развивается речь.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования.

Опыт работы убедил меня, что положительное влияние на развитие детского творчества оказывает обучение детей нетрадиционным техникам изображения.

Ознакомившись с методической литературой различных авторов, таких как Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Комарова Т.С. «Изодеятельность в детском саду: обучение и творчество», Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Святкова О. «Развиваем творческие способности», Субботина Л.Ю. «Детские фантазии: Развитие воображения детей»и т.д., изучив формы нетрадиционного рисования, я нашла очень много интересных идей.

Предметно-развивающая среда группы была пополнена дидактическими материалами в соответствии с темой самообразования:

изготовление дидактической игры «Цветные ладошки»;

пополнение оборудования по нетрадиционному рисованию;

разработка авторского пособия «Песочная шкатулка», «Волшебные рамки», «Цвета и оттенки».

  • создание альбома с разными формами нетрадиционного рисования.

Работа с детьми строилась на основе результатов диагностики, которая была проведена в начале года, из которой видно, что у 22% детей- низкий уровень сформированности творческих способностей, у 58%детей- средний уровень сформированности творческих способностей.

Разработала перспективный план, который включает в себя одно занятие в неделю с использованием нетрадиционных форм рисования.

Я начинала работу с детьми с техники рисования пальчиком. Детям свойственно всё исследовать, потрогать пальчиками. Использовала такие темы: “ Украшение салфетки “, “ Дымковская лошадка “, “ Листопад”, “Ветка рябины” и др.

Затем предложила рисовать ладошкой: “Лебедь плывёт по морю”, “Дерево”, “Цветы “ и т. д. Дети в полном восторге. Работает воображение. Рисовали ножками: “ Ствол дерева”, “Облака”, “Птицы”. Детям очень нравится рисовать на мокром листе: ”И поплыли по небу облака”, “Осенний дождь”, “В метель”. Этим способом мы делаем фон для следующих методов рисования, например, освоили рисовать в технике выдувания “Весна, природа оживает”. Дети очень любят всё таинственное, необычное. Дошкольный возраст – это возраст расцвета воображения. Я предложила материал для рисования – манную крупу, соль и у детей получились оригинальные рисунки: ”Зимний пейзаж”, “Снегурочка”,”Снеговик”. А с помощью пшена сделали коллективную работу к 23 февраля “Солдат на посту”, получилось объёмное изображение.

Рисование нетрадиционными методами повышает интерес к рисованию, развивает творчество, воображение. Рисование с помощью зубной щётки – набрызг, получает “бархатистый фон”. Рисунок получается, как усыпан снегом “Метелица”, усыпан звёздами “Полёт в космос” и др.

Рисовали с детьми, и даже запахи. Про этот приём дети говорят, что они рисуют носом. В данном случае действительно вдохновение приходит через нос. Рисование мятой бумагой интересно тем, что в местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивной, тёмной – это называется эффектом мозаики: “Лето”, “Узоры”. В работе с детьми использую и такие методы: граттаж (рисунок выполняется процарапыванием на покрытой парафином и тушью поверхности) “Космос”, “Снежинки”.; Тычком: “ Осень”, “Весёлые снеговики”, “Яблоки на ветке” и др. Когда дети рисуют этим методом, можно подумать как – будто они печатают на машинке (стук). Рисуем тычком сухой жёсткой кистью, получаем пушистых животных: цыплят, утят, котят и др. Этот метод позволяет эффективнее разработать мышцы руки и закреплять умение правильно держать кисть.

Рисование восковыми мелками или свечой издавна использовалось народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Детям я предлагала нарисовать “Ёлочки в лесу”, “Дождевые капли”, “Пасхальные яйца”.

Заинтересовал детей и приём печатания. Для выполнения работы мы использовали “печатки” из катушек от ниток, пробок, колпачков от фломастеров, спичечных коробков. Каждый рисунок, в зависимости от того, чем ребёнок печатал, получался разный. Дети рисовали деревья, снеговиков, дома, цветы и т. д.

Даже тонирование листа для последующего на нём рисования я превратила в увлекательную игру с детьми. Предложила смять бумагу, сделав из неё жёсткий тампон, и обмакивая его в краску, заполнить весь лист. Очень увлекало их тонирование листа целлофаном. Они наносили на него краску, а затем раскрашенный целлофан накладывали на лист, ладошкой разглаживали и снимали – фон готов и какой необычный!

Вот я перечислила несколько методов, техник рисования, на самом деле их много. И множество рождается, когда работаешь непосредственно с детьми. Дети—великие мастера – выдумщики и фантазёры, они многому могут научить нас. Творческие работы выставляем в раздевалке, чтобы их видели родители.

В работе с детьми, кроме организации непосредственной образовательной деятельности, использовала разнообразные формы: в вечерний отрезок времени предлагала детям дидактические игры по изобразительной деятельности «Подбери цвет к предмету», «Подбери по цвету», «Собери бусы», «Собери елочку»; трафареты, рисование поролоновым тампоном, оттиск и печатки из картофеля, рисование жесткой кистью, ватной палочкой, аппликации с использованием круп (манной, пшенной), рисование пальчиками, ладошкой, загадывание загадок, чтение художественных текстов, настольно-печатные игры: лото «Собирай-ка», «Найди пару», «Цвета». На индивидуальных занятиях с детьми отрабатывала умение владения кисточкой, ножницами, прививала желание работать с нетрадиционным материалом.

В этом году мои воспитанники принимали участие в конкурсах детских рисунков «Осень в гости к нам пришла», «Новогодняя сказка», «Пасхальный перезвон», «Вот такое оно лето» на сайте «АРТ – талант».

К работе я активно привлекаю родителей: они должны быть помощниками своим детям. Нужно предлагать рисовать всё, о чём ребёнок любит говорить, и говорить с ним обо всём, что он любит рисовать. Важно, чтобы родители поняли, через изобразительную деятельность ребёнок самовыражается как личность.

В течение всего года проводилась работа с родителями:

анкетирование родителей по теме: «Рисование в семье»;

участие родителей в выставке рисунков«Золотая осень»;

консультации по теме: «Если дома нет кисточки»,«Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования»;

участие в конкурсе творческих работ: «Галерея природы ».

проведение детско-родительского мастер-класса «Необычными вещами рисовать умеем сами».

Работа с педагогами дляобмен опытом, повышение профессиональной компетентности включала в себя следующее:

Консультация «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных форм рисования».

Мастер- класс для молодых педагогов «Чудесные кляксы».

Результатом проделанной работы является то, что дети в самостоятельной деятельности чаще стали использовать дополнительные нетрадиционные материалы в рисовании, реже прибегают к совместной деятельности с педагогом. Чаще стали самостоятельно придумывать свое изображение. У детей вырос интерес к нетрадиционным техникам рисования, так как для них это новое и необычное занятие. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее. Дети обрели уверенность в себе, начали чувствовать себя маленькими художниками.

Не каждый ребенок станет художником, однако у каждого есть определенный потенциал художественного развития, и этот потенциал надо раскрывать. Одаренные дети найдут свой путь, а остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов.

51
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!