Экологическая викторина «Знатоки природы»

Цель: обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы по пройденному материалу за учебный год.

Задачи:

Образовательные:

1. Закреплять знания детей о природе;
2. Закреплять представления о деревьях, кустарниках и травянистых растениях;
3.Обобщать знания детей о природных сообществах (лес, луг);

4. Закреплять знания о домашних и диких животных, о животных различных климатических зон;

5. Обобщать знания о насекомых, пресмыкающихся, птицах, грибах;

6. Закреплять знания о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее;

7. Закреплять знания о взаимодействии живой и неживой природы, о значении солнца и воздуха в жизни растений

8. Закреплять знания о связи между природными явлениями (сезон – растительность – труд людей)

Развивающие:

1. Развивать быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление;

2. Развивать связную речь. Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ.

3. Развивать умение обобщать полученные знания, анализировать и сравнивать, умение делать необходимые выводы

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, учить соблюдать правила игры, умение слушать ответы и дополнять их;

2.Увлечь детей и вызвать радостное переживание от совместной командной деятельности.

3.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

4. Способствовать позитивному настрою на успех

Ход занятия:

1.Целеполагание

— Станем рядышком, по кругу,

Скажем: «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнется -

Утро доброе начнется.

— Ребята, сегодня мы поговорим о природе. Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами любознательный народ и нам открываются любые тайны! Мы узнали много интересного о жизни растений и животных, рассматривали картины, иллюстрации о природе. Поэтому знаем ответы на многие «ПОЧЕМУ?», «ОТЧЕГО?», «КУДА?», «ЧТО?», и «ЗАЧЕМ?»

И сейчас я предлагаю вам поучаствовать в викторине «Знатоки природы». Соревноваться будут 2 команды. А жюри поможет нам оценивать ваши ответы.За каждый правильный ответ – один балл, который равен одной шишке. Общее количество баллов будет оглашено по окончании всех раундов. Все готовы? Отлично! Приглашаю команды занять свои игровые места. (Сели за столы)

2. Организационный этап

Звучат фанфары — Внимание! Внимание! Открывается клуб «Знатоков природы»!

— В нашей игре встречаются две команды: Дети представляют свои команды: 

Команда «Солнышко» Девиз: «Здесь знает каждый, ты и я, природу обижать нельзя!»

Команда «Светлячки» Девиз «Береги свою планету — ведь другой на свете нету»

— Команды, поприветствуйте друг друга

3.Содержательный этап

— Итак, первый раунд — разминка! Каждой команде будет задано по 16 вопросов. Нужно ответить на как можно большее количество вопросов. За каждый правильный ответ вы получаете 1шишку. Первой начнет та команда, которая отгадает загадку:

Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица, Но знают все: и млад, и стар, Что она — огромный шар. (Земля)

Вопросы для команды «Светлячки»

1. Назовите 2 зимующие птицы
2. Стрекоза, бабочка, жук – это … (насекомые)
3. У какого дерева белый ствол? (У березы.)
4. Как называется дом муравьев? (Муравейник.)
5. Без чего не сможет расти растение? (Свет, вода, земля).
6. Назовите первый весенний цветок (подснежник, мать-и-мачеха)

7. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)
8. Кто носит свой дом на спине? (Улитка, черепаха)
9. Как еж готовится к зиме? (зарывается в осенние листья и впадает в спячку)
10. Можно топтать несъедобные для людей грибы? (нет, они являются лекарством для диких животных) 11. Огромная хищная кошка с гривой, живущая в жарких странах (Лев) 12. Какое животное называют «кораблём пустыни»? (Верблюд)13. Назовите последовательно все времена года14. Яблоня – это куст или дерево? 15. Чем питается бабочка? (Нектаром.)

16. Кто в лесу плетет паутину? (Паук.)

Вопросы для команды «Солнышко» 1. На каком дереве растут желуди? (На дубе.)
2. Кенгуру, тигр, тюлень, обезьяна — кто лишний?
3.В какое время года бывает капель?

4. Детеныш свиньи – это… (Поросенок.)
5. Назовите 2 перелетные птицы (Грач, скворец, жаворонок, соловей, ласточка.)6. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)
7. Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.)

8. У какой птицы красная грудка? (У снегиря.)
9. Назовите весенние месяцы 10. Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла) 11. Как зайцы готовятся к зиме? (меняют шубки)
12. Что такое зеленый покров Земли? (Трава.)

13. Какой гриб носит название лесного зверя? (лисичка) 14.Ель – дерево хвойное или лиственное? 16. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)

— Отлично правились! Разминка закончена!

Раунд второй! (На 2 мольбертах размещены и закрыты экологические знаки)- Сейчас я приглашаю всех знатоков к мольбертам. Каждой команде будут озвучены ситуации на тему «Как вести себя в природе». Задача игроков – ответить на вопрос и выбрать правильный экологический знак. Ситуация для команды «Светлячки»
Мальчик шел по лесной тропинке, увидел ежика и решил взять его домой.
Правильно ли поступит мальчик?
(Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могут погибнуть.)
Ситуация для команды «Солнышко»

— Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: «Сколько цветов! Ландыши, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов», — предложили дети. А воспитатель сказала… Что сказала воспитатель?

Что же обозначают остальные экологические знаки?

— Третий раунд!

Сейчас мы с вами пойдем гулять, и вам нужно определить, куда же мы попали.

1. Вокруг высокая трава, красивые цветы, совсем не видно деревьев и кустарников, порхают бабочки, деловито жужжат шмели. (луг)
2. Вот стало темнее и прохладнее. Трава стала менее густой. Вот растет береза, вот дуб, а там дальше множество лиственных деревьев. (лиственный лес)
3. Смотрите, теперь травы под ногами совсем нет, лиственные деревья попадаются все реже. На земле – колючие хвоинки, шишки. (хвойный лес)
«Мы присели под кусток» (физминутка)

Вместе по лесу идём,(Ходьба на месте.)
Не спешим, не отстаём.Вот присели под кусток, (Приседания.)
Чтобы отыскать грибок.
Встали. Потянули спинку.
Вновь шагаем по тропинке.
А теперь вращаем ручки, (Вращение прямых рук назад и вперёд.)
Словно разгоняем тучки.
Гоним их вперёд-назад,
По двенадцать раз подряд.
Приседаем ниже, глубже,
Как лягушка в теплой луже.
Прыг — и нету комара!
Вот весёлая игра. (Из глубокого приседа прыжок вверх.)
Отдохнули, порезвились
И на стулья опустились. (Дети садятся.)

Раунд четвертый! Игра «Кем (чем) был, кем (чем) стал».

— Вы видите на своих столах карточки. Вам нужно посовещаться и выложить цепочку: чем (кем) был и чем (кем) стал.

Яички – гусеница — бабочка

Яйцо – птенец – птица

Икринка – головастик – лягушка

Семечко – росток – растение

4 игрока вывешивают на доску свои цепочки и рассказывают

— Раунд пятый! (Звуковой сигнал)

В руках у ведущего 2 конверта с заданиями. По одному игроку из каждой команды подходят к ведущему и берут по конверту. Ведущий зачитывает задания для каждой команды.

1 конверт.

В конверте лежат карточки (белка, сосна, солнце, вода, земля, воздух ). Вам нужно, используя все карточки, составить пирамиду и показать, как живая природа связана с неживой.

(Белка создает себе жилище на дереве. А чтобы дерево росло, необходимо солнце, земля, воздух, вода).

2 конверт.

В конверте сюжетная картинка. Ваша задача – определить, какое время года изображено на ней и рассказать о сезонных изменениях ( что происходит с растениями и как трудятся люди в это время года) .

4. Рефлексия

— Ребята, будет ли окружающей нас природе хуже, если, проходя по тропинке, вы сломаете веточку, или наступите на мухомор; сделаете венок из цветов, которые растут на поляне? (Ответы детей)
— Да, природе будет хуже! Ведь каждая веточка, сломанная зря, или растоптанный гриб – это маленькая рана, нанесённая природе. А природе трудно залечивать даже самые маленькие раны. Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом.

— Мирон, какое задание было для тебя самым интересным? А для тебя, Вика? А какое задание показалось самым сложным для Саши? А для Ярославы? Я хочу всех вас отметить, все были большие молодцы, много отвечали, много знаете, вас по праву, можно назвать знатоками природы.

— А сейчас слово предоставляется жюри. Пожалуйста!

Все участники награждаются медалями «Знатоки природы»

34
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!