«Домашние животные»
Задачи:
Образовательная:
Способствовать формированию у детей умений выделять характерные признаки домашних животных (живут вместе с человеком, не боятся его, используются им в хозяйстве, человек заботится о домашних животных – создает им все необходимые условия жизни); пониманию того, что домашние животные отличаются от диких.
Развивающая:
Способствовать развитию памяти, внимания, кругозора.
Воспитывающая:
Воспитывать у детей интерес к жизни животных и желание заботиться о них.
Материал: Картинки из серии «Домашние животные»; игровая звуковая панель; Карточки с домашними животными, цветные карандаши, машина, будильник, замок, картинка с домашней мышью.
Предварительная работа: Составление рассказов о домашних животных (из личного опыта), творческое рассказывание «Животное, о котором я мечтаю». Беседы: «Мой четвероногий друг». Рассматривание иллюстраций о домашних животных .
Ход занятия
Ребята, давайте пожелаем здоровья нашим гостям, скажем, здравствуйте и подарим им свою улыбку, ведь ваша улыбка, как маленькое солнышко, от которого становится сразу всем теплее.
К нам в детский сад сегодня почтальон принёс письмо, адресовано оно вам, детям группы №3. Вот оно. А письмо то, необычное, звуковое. Давайте его послушаем, от кого оно?
— Закройте глаза, расслабьтесь, прислушайтесь (Игровая звуковая панель «Весёлая ферма»). Что вы услышали? (голоса животных).
А вы знаете, я, кажется, догадалась, кто его прислал. Этот письмо от бабушки Ариши, у которой мы отдыхали летом в деревне.
Вместе со звуковым письмом она вам прислали ещё и загадки, про тех животных, голоса которых вы только что слышали. Попробуем их отгадать.
В магазине не была,
На базаре не была,
А домой пришла — молока принесла.
Молоко кому? Хозяину своему! (корова)
По дороге ровной, гладкой
Скачет резвая: (лошадка)
Громко лает во дворе,
Отдыхает в конуре,
Сторожит хозяйкин дом
И виляет мне хвостом. (Собака)
Пятачок умоет в луже
И торопится на ужин.
Отрубей ей заварю
Скажет мне она: «Хрю-хрю». (Свинья)
Тихо в комнату войдет
Замурлычет, запоет. (Кошка)
— Как одним словом называют этих животных? (домашние животные)
— Почему они называются домашние животные? (живут рядом с человеком)
— Боятся ли они человека? (нет, потому что человек заботится о них)
— Как человек заботится о них (создаёт условия для жизни: кормит, строит жильё, лечит).
— Почему человек заботится о домашних животных? (они приносят человеку пользу)
— Какую пользу приносят домашние животные? (дают молоко, мясо, шерсть, дружбу и преданность)
Кто на рисунке лишний?
(Дано изображение животных: кабан, корова, свинья, собака).
Дети объясняют свой выбор. (кабан – это дикое животное)
— Кабан обитает в лесу, крупный, сильный зверь, с большими клыками и густой щетиной, питается желудями, орехами, кореньями, лягушками. Быстро бегает и хорошо плавает, может свободно переплыть широкую реку.
Корова, свинья, собака – домашние животные.
Домашние животные появились очень давно. Когда то наши предки жили дарами природы: собирали плоды и коренья, ловили рыбу, охотились. Иногда охотники приносили домой детенышей диких зверей (кабанов, камышовую кошку, горных козлов и те росли рядом с человеком). Хорошо зная повадки диких животных, первобытные люди сумели приручить их. Так появились первые домашние животные.
Задание: красным карандашом обведи животных, которые живут с человеком только в деревне. Синим — тех, что живут везде и в городе, и в деревне.
Почему корова, лошадь, коза, свинья и овца не могут жить в городе? (в городе нет для них условий)
Физкультминутка.
Поросёнок Пятачок.
Отлежал себе бочок.
Встал на ножки, потянулся,
А потом присел, нагнулся
И немножко поскакал
И на месте пошагал.
А потом опять прилёг,
Но уже на левый бок.
Ситуация.
(Кто-то к нам скребётся). Кто это?
В подполье, в коморке
Живет она в норке,
Серая малышка
Кто же это? (мышка)
— Мышь это домашнее или дикое животное?
— Где она живет?
— Боится ли она человека?
— Заботится ли о ней человек?
— Приносит ли она пользу?
Вывод: Мышь — дикое животное, которое хорошо приспособилось жить возле человека, в его доме, в сарае.
Закрепление приобретённых знаний.
Задание: Расселить животных по их домикам. Как эти дома называются?
(корова – коровник, лошадь – конюшня, свинья – свинарник)
Игра «Кто чем питается»?
— сметана (кошка)
— косточка (собака)
— морковка (кролик)
— трава (корова, баран, лошадь, коза, свинья).
Задание: Кого из домашних животных могут заменить эти предметы?
Замок — собака.
Машина — конь.
Будильник — петух.
Объясните, почему вы так думаете?
Итог занятия.
О ком мы сегодня с вами говорили?
Как отличить домашних животных от диких?
Расскажите, как вы заботитесь о своих домашних животных.
Литература:
Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. — М.: ВАКО, 2005. – 240 с.
Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. — 2-е изд. — М.: Амрита-Русь, 2008. — 256 с.
Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2004. — 96с.
Виноградова Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Виноградова Н. Ф. — М.: Просвещение, 1993. — 128 с.
МДОУ «Детский сад №82 Комбинированного вида»
Занятие
По познавательному развитию
/Мир природы/
«Домашние животные»
Подготовила воспитатель:
Тарасова Т.М.
Саранск 2024