Коспект занятия по речевому развитию
Ход занятия.
-Ребята, посмотрите какое сегодня замечательное утро. Солнышко радуется, давайте и мы подарим друг другу свои улыбки. (Дети улыбаются). В группе так много поделок, открыток и ваших рисунков! Наверное, скоро какой-то праздник? (8 марта) И правда! Кто мне расскажет, кому посвящен этот праздник? Ответы детей.(Праздник посвящен всем женщинам – мамам, бабушкам) И вы правы! А вы знали, что слово «мама», «мать» — одно из самых древних на земле и почти одинаково звучат на языках разных народов. Это говорит о том, что все люди почитают и любят матерей. Словом «мать» называют и свою Родину, чтобы подчеркнуть, что она по-матерински относится к своим детям. Во многих странах, в том числе и у нас в России отмечается День матери.
Как вы понимаете слово «мама»? (Мама — это любимый, добрый, родной, ласковый человек для ребенка.)
— Самое прекрасное слово на земле — мама. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце — в нем никогда не гаснет любовь. И сколько бы тебе ни было лет, тебе всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь, тем радостнее и светлее жизнь.
— Какая у каждого из вас мама? (добрая, ласковая, строгая, веселая)
— Какие добрые слова вы говорите маме? (Я тебя люблю, ты самая красивая, нежная, ласковая..).
— Как вы помогаете маме? (Убираю игрушки, подметая пол, мою посуду…)
Вы хорошо знаете своих мам, а знаете ли вы так мам животных?
Д/И «Чьи детки?» (с мячом)
Сейчас, я буду каждому из вас бросать мяч и называть детеныша животного, а вы попробуете мне назвать, кто же мама? Для подсказки – все мамы животных вывешены на доску.
(У котенка, козленка, цыпленка, теленка, жеребенка, тигренка, львенка, зайчонка, медвежонка);
Да, дети, каждому нужна его мама: и ребенку, и котенку, и птенцу.
Д/И «Назови маму ласковыми словами».
Дети, назовите маму ласковым словом. Вставайте в круг. Будем друг другу передавать мяч и говорить ласковое слово о маме. Молодцы ребята! Вот сколько ласковых слов вы знаете, ребята, чаще говорите своим мамам ласковые слова и как сильно вы их любите.
Сегодня мы познакомимся со стихотворением Е. Благинина «Посидим в тишине». Елена Благинина писала стихи для детей, потому что очень любила их.
Слушайте стихотворение внимательно, мы с вами его обсудим.
Посидим в тишине
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине.
(После чтения стихотворения проводится беседа).
— Вам понравился это стихотворение? Отвечаем полным ответом.
— Почему девочка не шумит и не играет?
— С кем разговаривает девочка?
— Что такое «Луч золотой»?
-Каким словом можно заменить слово уселась?
— Что значит слово «метнулось»? Чем можно заменить это слово?
— Что вам понравилось в стихотворение больше всего?
-Что чувствует девочка к маме?
Повторное чтение.
Вы большие молодцы сегодня, активно отвечали на вопросы, с удовольствием играли и слушали. В следующий раз постараемся запоминать все детали произведения. Что сегодня в занятие запомнилось вам? Что больше понравилось?
Действительно, мы с вами поговорили о празднике, о наших мамах. Поиграли в игры и прочитали замечательное стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине». Иногда нужно посидеть в тишине и не тревожить мамочку. Иногда маму нужно обнять, поцеловать и сказать ей ласковое слово, а иногда надо помочь ей помыть посуду и убрать со стола.
Я думаю, что вы будете любить своих мам и не будете огорчать их.